Это была шутка, — сказала она наконец: — клянусь вам! это была шутка!
(Пушкин, "Пиковая дама")
(Пушкин, "Пиковая дама")
1~2: — п т и ц ы (~ одноимённый фильм Альфреда Хичкока & птица "гоголь")
2~3: — Фильм Альфреда Хичкока "Психо(з)"
1~4: — "птица-тройка" в "Мёртвых душах" Гоголя
2~5: — Смерть Осьминога Пауля
3~6: — гей, "голубой" (~ Энтони Перкинс & последняя "Голубизна" Дерека Джармена)
Их души, прополощенные в синьке дождя, обсыхали на ветвях в райском саду, их иссиня-чёрные грехи уносились лоскутьями пепла в небеса. А они уходили в синюю тишину, туда, куда их сослал творец. Пришёл день, и он сам отправился вслед за ними. Где-то в бескрайней синеве они встретились: святой Себастьян, художник Караваджо, король Эдвард Второй, философ Витгенштейн, кинорежиссёр — Джармен, а ещё Иисус, Пилат, Иуда…
И только дева Мария осталась на опустевшей Земле, бледна, простоволоса, она с улыбчивым смирением готовилась к расстрелу зрачками наших телекамер.
И только дева Мария осталась на опустевшей Земле, бледна, простоволоса, она с улыбчивым смирением готовилась к расстрелу зрачками наших телекамер.
РЕЙТИНГ КИНОКРИТИКОВ: — 100%
Сопрягая сиюминутное и вечное, авангардное и классическое искусство, достигнув наивысшего художественного результата на этом пути, пожалуй, в «Караваджо» и «Эдварде II», британский режиссёр Дерек Джармен в своей предсмертной картине «Блю» выходит уже за мыслимые пределы творчества и бытия. Его «голубой прямоугольник» пустого экрана сразу же можно сопоставить с одним из глобальных замыслов ХХ века — «чёрным квадратом» Казимира Малевича. Но, вопреки мнению скептиков, произведение Джармена является именно фильмом и ничем иным. Оно построено по законам кино, а не, допустим, радиотеатра (самое удивительное, что эта в высшей степени экспериментальная лента умудрилась собрать в американском кинопрокате $1,7 млн.!). Вся фонограмма — монолог рассказчика о жизни и смерти, естественные шумы и сопровождающая музыка — словно составляет звуковую партитуру обычной кинокартины, но вообще лишённой изображения благодаря счастливому озарению автора.
Во-первых, Джармен уверен в творческом соучастии зрителей, которые знают его прежние фильмы и легко дофантазируют невидимое. А во-вторых (что важнее), творец — не только теряющий зрение из-за болезни, но поистине вещающий как бы из иных пределов, где лишь синее пространство перед глазами, однако можно слышать голоса и музыку — будто впадает в «неслыханную простоту» (здесь гораздо уместнее выражение «невиданная простота»). И лента о синих небесах, грусти и блюзе поражает удивительным мужским и художническим достоинством — умирающий Дерек Джармен более жизнелюбив, умиротворён и предрасположен к Вечности, нежели мы все: живущие, спорящие, воюющие. Даже его фраза о беженцах из Сараева не кажется кощунственной — борьба между жизнью и смертью в душе отдельного человека на самом деле ценнее всего на свете. (Сергей Кудрявцев, 1995)
Во-первых, Джармен уверен в творческом соучастии зрителей, которые знают его прежние фильмы и легко дофантазируют невидимое. А во-вторых (что важнее), творец — не только теряющий зрение из-за болезни, но поистине вещающий как бы из иных пределов, где лишь синее пространство перед глазами, однако можно слышать голоса и музыку — будто впадает в «неслыханную простоту» (здесь гораздо уместнее выражение «невиданная простота»). И лента о синих небесах, грусти и блюзе поражает удивительным мужским и художническим достоинством — умирающий Дерек Джармен более жизнелюбив, умиротворён и предрасположен к Вечности, нежели мы все: живущие, спорящие, воюющие. Даже его фраза о беженцах из Сараева не кажется кощунственной — борьба между жизнью и смертью в душе отдельного человека на самом деле ценнее всего на свете. (Сергей Кудрявцев, 1995)
4~5: — три сердца осьминога
У осьминогов три сердца:
одно прогоняет кровь по всему телу,
а два других — жаберных — проталкивают её через жабры.
одно прогоняет кровь по всему телу,
а два других — жаберных — проталкивают её через жабры.
5~6: — голубая кровь осьминога
Кровь осьминогов — голубого цвета,
так как в её эритроцитах и плазме вместо гемоглобина
содержится гемоцианин, в котором железо заменено медью.
так как в её эритроцитах и плазме вместо гемоглобина
содержится гемоцианин, в котором железо заменено медью.
4~7: — девственница
Увидев молодую девушку, он говорил:
«Как она стройна!.. Настоящая тройка червонная».
(Пушкин, "Пиковая дама")
«Как она стройна!.. Настоящая тройка червонная».
(Пушкин, "Пиковая дама")
5~8: — дар пророчества
(~ предсказатель осьминог Пауль & Апостол Павел в фильме Тарковского)
1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
2 Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.
3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6 не радуется неправде, а сорадуется истине;
7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. (1Кор.13:1-11)
2 Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.
3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6 не радуется неправде, а сорадуется истине;
7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. (1Кор.13:1-11)
6~9: — Синяя Птица (~ Молоко в "Синей Птице" Метерлинка)
7~8: — г а д а т е л ь н о
12 Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, г а д а т е л ь н о, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. (1Кор.13:12)
8~9: — 1) м о л о к о (1966-го в "Рублёве" & 1910-го во МХАТе)
2) "Идём за Синей Птицей!"
И Д Ё М З А С И Н Е Й П Т И Ц Е Й ! ! !
П А М Я Т Н И К О С Ь М И Н О Г У П А У Л Ю
Памятник с вмонтированной в него урной праха осьминога-предсказателя в четврг, 20 января 2011 года, открылся в океанариуме Оберхаузена. Именно здесь Пауль предсказывал результаты матчей. Это принесло ему всемирную славу во время чемпионата мира по футболу летом 2010 года. Тогда моллюск не допустил ни одной ошибки, давая прогнозы на исходы матчей сборной Германии и финальный поединок между Испанией и Голландией. По замыслу руководства океанариума, рядом с монументом будет устроен склад подарков и писем, которые Пауль получал от своих поклонников со всего мира, собщает Взгляд. Общество научных исследований паранаук Германии признало Пауля «самым успешным оракулом» 2010 года — его прогнозы были точны на 100 % — ни один из известных предсказателей не смог похвастаться ничем подобным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий