суббота, 26 марта 2016 г.

КРЕСТОСМЫСЛ  № 913:  —  «МОЙ  ИДЕАЛЬНЫЙ  ЛЮБОВНИК».





S A P I E N T I    S A T !

1~2: — «ГРАЧ»  (~ «ГРАЧЁВ» ② + SAPIENTI  SAT !)

2~3: — «ШУРА»  (~ «ШУРИК» ② + SAPIENTI  SAT !)

1~4: — «ОТДАЙТЕ МНЕ МЕТЕЛЬ И ВЬЮГУ»  (~ СМ. ЭПИГРАФ + SAPIENTI  SAT !)

2~5: — «ИХТИС»  (~ «Я = КОЗЕРОГ, САША = РЫБЫ» + SAPIENTI  SAT + SAPIENTI  SAT !)


3~6: — «КОЗМА И ДЕМЬЯН»  (~ SAPIENTI  SAT !)

4~5: — «ГДЕ РАКИ ЗИМУЮТ»  (~ SAPIENTI  SAT !)

5~6: — «ДЕМЬЯНОВА УХА»  (~ SAPIENTI  SAT !)

4~7: — «ЗИМНИЙ ДЕНЬ»  (~ «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ Н. Ф. 25 НОЯБРЯ ст. ст.» ⑦ + SAPIENTI  SAT !)

5~8: — «В М Е С Т Е»  (~ «ПОД РЫБАМИ ЧИТАЛИ ПУШКИНА» + «ПОД РАКОМ» ⑧ + SAPIENTI  SAT !)

6~9: — «КУЗНЕЦ-ЗМЕЕБОРЕЦ»  (~ СМ. ТЕКСТ НИЖЕ + SAPIENTI  SAT !)

7~8: — «АНТИХРИСТ ПРИХОДИТ КО ХРИСТУ ЧРЕЗ ЖЕРТВУ КРАСОТЫ»  (~ SAPIENTI  SAT !)

8~9: — «(САМАЯ) СТРАШНАЯ НОЧЬ»  (~ SAPIENTI  SAT !)

к л и к а б е л ь н ы !

сказ  о  Козьме  и  Демьяне

Божество с двумя функциями (первого кузнеца и покровителя брака) доживает в народных представлениях вплоть до начала ХХ в. К этому времени имя Сварога уже забылось, его вытеснил христианский персонаж «Козьмодемьян» (образован от имен двух братьев Кузьмы и Демьяна по созвучию со словом «кузнь»), который как и Гефест-Сварог, является божественным кузнецом, а также и покровителем брака. В украинских легендах 20-х годов ХХ столетия читаем: «Кузьма-Демьян, кажуть старi люди, що вiн був первиiчоловiк у бога як свiт очинявся. Цей Кузьма-Демьян первий був коваль и первий плуг зробив у свiтi».

А в свадебных песнях, в заклинаниях, свадебных заговорах и оберегах у всех восточных славян проявляется вторая ипостась Кузьмодемьяна — покровитель брака:

1. Господи благослови! Кузьмодемьян,
Скуй нам свадебку!

2. Святой Кузьма — батюшка, боже мой, боже мой!
Пречистая Матушка, заиграй нам свадебку!

3. Ты святой боже Кузьмодемьян,
Приходи на свадьбу к нам
Со своими апостолами.

4. О святой Кузьмодемьян,
Приходи на свадебку к нам
Со своим святым Кузлом
И скуй ты нам свадебку.

5. Ты Кузьма-Демьян! Скуй свадебку
Крепко-накрепко, долго-надолго.

На день Кузьмы и Демьяна (Кузьминки) устраивались братчины. «Ссыпку» организовывали девушки и на готовое приглашали парней... А потом сжигали соломенное чучело Кузьмодемьяна, как на святки...

Первые Кузнецы, переняв божественное ремесло, ковали не только плуги сорока пудов, но и оружие для борьбы с вражескими набегами с юга киммерийцев, печенегов и хазар... Степняки отождествлялись со страшным Змием, который наползает, сжигает, требует человеческих жертв, уводит в полон. В народных преданиях и былинах они именовались Змиями-Тугаринами, Змиями-Горынычами. В тех же преданиях кузнецы Кузьма и Демьян предстают как змееборцы, победившие Змия прилетевшего от моря (или из моря) на нашу землю за очередными человеческими жертвами (часто — это девушка, царева дочь). Кузнецы укрыли в своей кузнице обреченную жертву, заперли за толстые железные двери. Когда Змий оказался у самой кузницы, Кузьма и Демьян предложили ему пролизать языком дыру в железной двери, обещая выдать укрываемую. А через 20 дней, когда Змий, наконец, просовывает голову или язык в пролизанную им дыру, кузнецы хватают раскалёнными клещами за язык и побеждают его.

Победив Змия, божественные кузнецы запрягли его в выкованный ими плуг и пропахали гигантскую борозду до самого синего моря. По этой борозде и поныне течет Днепр. А от Киева пропахали «Змиевые» защитные валы до Житомира и Полтавы... «Вони переорали всю землю», и «коли вони ишли, то нагорнули вал», остатки борозды залишились и досi».

Кузнецы, сковавшие для людей плуги и мечи, боровшиеся со Змиями и Ящерами — представителями нижнего, потустороннего мира, подземного и подводного, издревле почитались как божественные герои. Имена Кузьма и Демьян наверняка давались далеко не каждому, а богатырям и мастерам.

Вот что по этому поводу пишет в своей книге «Мы — славяне» Мария Семёнова (Санкт-Петербург, изд. «Азбука — классика», 2005г.): «... Согласно христианизированной славянской легенде, Кузнец (собирательный образ Кузьмы и Демьяна — авт. примечание) наотрез отказался ковать чёрту оружие против Бога, и уж за это Бог пообещал ему, что ни один кузнец после смерти не отправится в ад. Должно быть, первоначально эта история была связана с преданиями о борьбе светлых и тёмных Богов — Перуна и Змея Волоса, едва не погубившего солнце. Ведь по легендам, у Перуна был смертный помощник — Кузнец, без которого справиться со Змеем не удалось бы даже ему... совсем не случайно в «Ночи перед Рождеством» Н. В. Гоголя лукавого чёрта одолевает и заставляет служить себе не священник, не воин, а именно Вакула-кузнец»...

Комментариев нет: