Братский хор Ватопедского монастыря
(на Святой Горе Афон в Греции)
(на Святой Горе Афон в Греции)
Хор храма Рождества Христова
(в деревне Большое Стиклево, Беларусь)
(в деревне Большое Стиклево, Беларусь)
С о ф ь я Г у б а й д у л и н а
gubaidulina-part1-st. john passion:
gubaidulina-part2-st. john easter:
к л и к а б е л ь н ы
Валентин Сильвестров — Духовні твори 1 (2006 - 2009):
Валентин Сильвестров — Духовні твори 2 (2006 - 2009):
В л а д и м и р М а р т ы н о в
Владимир Мартынов — Рождественская оратория:
Владимир Мартынов — Stabat Mater:
Владимир Мартынов — Requiem:
Европейски образованный человек, изучавший философию в Оксфорде, на стезе музыкального творчества епископ выступает как наивный художник. Примитив — уважаемый род искусства, но в академической музыке не принят. Сама природа ремесла делит композиторов на профессионалов и недоучек, не оставляя вариантов. Случай епископа Илариона интересен. Но это не чистый случай.
Композитору Алфееву известны такие понятия, как «полистилистика» или «поставангард», в Европе он даже завязал знакомство с высокопрофессиональным композитором Арво Пяртом. Сходство между ними мнимое, но было бы лучше, если бы профессиональный контекст не возникал вовсе. «Страсти по Матфею» не имеют системного единства, которое присуще как классике, так и примитиву. По отношению к Баху Алфеев — наивный художник, к православной хоровой музыке — человек традиции, к современной музыке — эпигон. Эти позиции путаются друг с другом — вот почему, если не делать предположений о масштабе таланта, опус епископа неудачен.
Тем не менее он важен, и очень. Вынесем за скобки церковную поддержку проекта и то, что патриарх Алексий II, прибывший ко второму отделению и занявший место в правительственной (!) ложе, уверенно обратился к публике как к пастве (но разве человек, купивший билет на концерт, автоматически становится прихожанином?). Примем во внимание, что не далее как сегодня «Страсти по Матфею» будут повторены в Риме по-итальянски, теперь уже с благословения Папы Римского Бенедикта XVI. Но спросим лучше, почему Владимир Федосеев захотел исполнить это произведение и почему ему благодарно рукоплескал зал?
Вечный сюжет, великопостные чувства? Конечно. Несложность музыки? Разумеется. Но есть и третье, что шире и музыки, и веры, — люди ощущают потребность в искусстве не-авторском. Выражающем не персональный взгляд художника, а — выбирайте сами — исконное общезначимое или коллективное бессознательное. Поэтому если премьера «Страстей по Матфею» епископа Илариона и не ознаменовала рождение шедевра, то выявила серьезный ментальный заказ.
Пётр Поспелов, «Ведомости», 30.03.2007, 56 (1830)
Композитору Алфееву известны такие понятия, как «полистилистика» или «поставангард», в Европе он даже завязал знакомство с высокопрофессиональным композитором Арво Пяртом. Сходство между ними мнимое, но было бы лучше, если бы профессиональный контекст не возникал вовсе. «Страсти по Матфею» не имеют системного единства, которое присуще как классике, так и примитиву. По отношению к Баху Алфеев — наивный художник, к православной хоровой музыке — человек традиции, к современной музыке — эпигон. Эти позиции путаются друг с другом — вот почему, если не делать предположений о масштабе таланта, опус епископа неудачен.
Тем не менее он важен, и очень. Вынесем за скобки церковную поддержку проекта и то, что патриарх Алексий II, прибывший ко второму отделению и занявший место в правительственной (!) ложе, уверенно обратился к публике как к пастве (но разве человек, купивший билет на концерт, автоматически становится прихожанином?). Примем во внимание, что не далее как сегодня «Страсти по Матфею» будут повторены в Риме по-итальянски, теперь уже с благословения Папы Римского Бенедикта XVI. Но спросим лучше, почему Владимир Федосеев захотел исполнить это произведение и почему ему благодарно рукоплескал зал?
Вечный сюжет, великопостные чувства? Конечно. Несложность музыки? Разумеется. Но есть и третье, что шире и музыки, и веры, — люди ощущают потребность в искусстве не-авторском. Выражающем не персональный взгляд художника, а — выбирайте сами — исконное общезначимое или коллективное бессознательное. Поэтому если премьера «Страстей по Матфею» епископа Илариона и не ознаменовала рождение шедевра, то выявила серьезный ментальный заказ.
Пётр Поспелов, «Ведомости», 30.03.2007, 56 (1830)
Е п и с к о п И л а р и о н (А л ф е е в)
(В и к и п е д и Я)
(В и к и п е д и Я)
Епископ Иларион (Алфеев) — Страсти по Матфею — CD1:
Епископ Иларион (Алфеев) — Страсти по Матфею — CD2:
Епископ Иларион (Алфеев) — Рождественская оратория:
Жанна Бичевская поёт песни Иеромонаха Романа:
Евгения Смольянинова в фильме «Прибытие поезда» (1995)
Евгения Смольянинова: — «Молитва»:
7 января 2013 года (Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя)
Комментариев нет:
Отправить комментарий