четверг, 29 ноября 2012 г.

BAROQUE:  —  H e i n r i c h   I g n a z   F r a n z   v o n   B i b e r.



Австрийский композитор и скрипач родом из Богемии. В середине 1660-х — музыкант на службе у князя-епископа Ольмюцского, владевшего великолепным оркестром. Ок. 1670 поступил в придворную капеллу Зальцбурга (с 1684 — капельмейстер). Обладал феноменальной техникой, о чем свидетельствуют прежде всего его 8 сонат для скрипки и цифр. баса (Sonatae violino solo, 1681); во вступлениях, вариациях и масштабно разработанных финалах этих сонат встречаются многочисленные виртуозные пассажи (достигающие 6-й и 7-й позиций), двойные ноты, аккорды. В большинстве из 15 сонат сборника Б. "Розарий", или "Тайны (из жизни Девы Марии (Rosenkranz-[Mysterien-]Sonaten, ок. 1676), использован прием скордатуры (от итал. scordare — "расстраивать" [музыкальный инструмент] — изменение обычной настройки одной или нескольких струн инструмента). В сборник входит также Пассакалья g-moll для скрипки соло, включающая 65 остинатных проведений нисходящего тетрахорда; это самое выдающееся полифоническое произведение для скрипки соло, созданное до Чаконы из 3-й партиты Баха. Весьма примечательна и богатая звукоизобразительными эффектами "Битва" (Battalia) для скрипки, струнных и цифр. баса. Помимо произведений для скрипки Б. сочинял духовную музыку как в традиционном стиле a cappella, так и в стиле кончертато для солирующих голосов и ripieno, оперы (сохранилась только одна — "Упорный побеждает" [Chi la dura la vince] о битве Арминия с римлянами [пост. 1687]), инструментальные ансамбли (иногда необычного состава, в т. ч. с участием медных духовых). Особенно примечательны Реквием in f, Месса св. Генриха (Missa Sancti Henrici, 1701), 32-голосная Вечерня (Vesperae a 32, 1693), мотет Laetatus sum (1676) и Соната св. Поликарпа (Sonata Sancti Polycarpi) для 8 труб и литавр. По-видимому, Б. является автором 53-голосной "Зальцбургской мессы" (Missa salisburgensis), которая долгое время приписывалась др. композиторам, в т. ч. Беневоли и Хоферу.

Цикл многократно записывался — приведенными здесь записями дискография далеко не исчерпывается. Его исполнение открывает широкие возможности для скрипача-солиста и дает возможность самых разнообразных подходов в реализации континуо. Главная техническая (конечно, напрямую связанная с его символикой) особенность цикла в том, что для каждой сонаты композитор предписывает особую настройку струн скрипки (скордатуру Бибер также использовал в "Harmonia artificioso-ariosa"). Это заставляет музыкантов использовать несколько различных инструментов как при "живом" исполнении цикла, так и в большинстве случаев при записи. Так, Рейнхард Гёбель использовал для записи четыре (!) различные скрипки — больше, чем остальные исполнители.

Цикл включает в себя 15 сонат, символизирующих 15 Таинств, 
и заключительной Пассакальи для скрипки соло.
Все элементы цикла увязаны в единую символическую картину. Сонаты делятся на три группы:

I. Таинства Радости
1) Благовещение (Лука, 1:26-38)
2) Посещение Елизаветы (Лука, 1:40-55)
3) Рождество (Лука, 2:6-20)
4) Сретение (Лука, 2:21-39)
5) Отрок Иисус во Храме (Лука, 1:26-38)

II. Таинства страдания
1) В Гефсиманском саду (Матф. 26:36-46)
2) Бичевание Христа (Матф. 27:26)
3) Терновый венец (Матф. 27:29)
4) Несение креста (Лука, 23:26-32)
5) Распятие (Лука, 23:33-46)

III. Таинства Славы
1) Воскресение Иисуса Христа (Лука, 24:1-12)
2) Вознесение (Лука, 24:50-51)
3) Схождение Святого Духа (Деяния, 2:1-4)
4) Успение Девы Марии
5) Коронация Девы Марии



Heinrich Biber — Сонаты, Духовные произведения (MP3 Classic Collection)

Жанр: Classical
Год выпуска диска: 2003
Производитель диска: Россия
Формат: MP3
Битрейт аудио: 320 kbps
Тип рипа: tracks

Трэклист:

1. SONATAS (THE PARLEY OF INSTRUMENTS)
12 sonatas for trumpets, strings, timpani and continuo

The Parley of Instruments:
Crispian Steele-Perkins (4, 10), Stephen Keavy — natural trumpet
Robert Howes — timpani
Roy Goodman (4, 10), Roy Mowatt — violin
Theresa Caudle (4, 6, 8-11), Judy Tarling (4, 6, 8-11), Trevor Jones — viola
Mark Caudle — cello
Amanda Macnamara — violone
Timothy Crawford — theorbo
Paul Nicholson (1, 2, 5, 7, 12) — harpsichord and chamber organ
Peter Holman (2-4, 6, 7, 9, 12) — harpsichord, virginals and chamber organ
Roy Goodman, Peter Holman directors
(1983)

1 (1) Sonata No.1 in C (4:38)
2 (2) Sonata No.2 in D (4:17)
3 (3) Sonata No.3 in G minor (5:22)
4 (4) Sonata No.4 in C (4:25)
5 (5) Sonata No.5 in E minor (5:53)
6 (6) Sonata No.6 in F (4:56)
7 (7) Sonata No.7 in C (5:30)
8 (8) Sonata No.8 in G (5:32)
9 (9) Sonata No.9 in B flat (4:46)
10 (10) Sonata No.10 in G minor (5:07)
11 (11) Sonata No.11 in A (4:13)
12 (12) Sonata No.12 in C (4:49)

2. SONATAS (FREIBURGER BAROCKORCHESTER CONSORT)
5 sonatas from "Sonatae tam Aris, quam Aulis servientes"

Freiburger Barockorchester Consort:
Petra Mьllejans, Anne-Katharina Schreiber — violin
Christa Kittel, Brigitte Tдubl, Christian Goosses — viola
Ute Petersilge — violoncello
Richard Myron — double bass
Torsten Johann — harpsichord
(1994)

1 (13) Sonata No.2 in D (3:52)
2 (14) Sonata No.3 in G minor (5:32)
3 (15) Sonata No.5 in E minor (5:43)
4 (16) Sonata No.9 in B flat (4:53)
5 (17) Sonata No.11 in A (4:13)

3. BATTALIA А 10

Das Liederliche Schwдrmen der Musquetirer, Mars, die Schlacht Undt Lamento
der Verwundten, mit Arien imitirt Und Baccho dedicirt.
Le Concert des Nations:
Manfredo Kraemer, Pablo Valetti, Mauro Lopes — violino
Angelo Bartoletti, Natan Paruzel — viola da braccio
Sergi Casademunt, Imke David — viola da gamba
Maya Amrein — basso di violino
Xavier Puertas, Michele Zeoli — violone
Xavier Dнas, Eduardo Egьez — tiorba & chitarra
Luca Guglielmi — cembalo
Carlos Garcнa-Bernalt — organo
Jordi Savall — direction.
(1994)

1 (18) Sonata (1:44)
2 (19) Die liederliche Gesellschaft von allerley Humor: Allegro (0:47)
3 (20) Presto (0:48)
4 (21) Der Mars (1:06)
5 (22) Presto (1:35)
6 (23) Aria (3:51)
7 (24) Die Schlacht (0:43)
8 (25) Lamento der Verwundten Musquetirer: Adagio (2:24)

4. REQUIEM А 15 IN A MAJOR

Soloists:
Marta Almajano, Mieke van der Sluis — soprano
John Elwes, Mark Padmore — tenor
Frans Huijts — bariton
Harry van der Kamp — bass
Koor & Barokorkest Van De Nederlandse Bachvereniging
Gustav Leonhardt — direction
(1994)

1 (26) Introitus — Requiem aeternam dona eis (6:51)
2 (27) Kyrie eleison (2:31)
3 (28) Sequenz: Dies Irae, dies illa (9:11)
4 (29) Offertorium — Domine Jesu Christe (6:24)
5 (30) Sanctus (5:46)
6 (31) Agnus Dei (2:58)
7 (32) Communio — Lux aeterna luceat eis (4:24)

5. REQUIEM А 15 IN CONCERTO
La Capella Reial de Catalunya
Le Concert des Nations
Jordi Savall — direction
(1994)

1 (33) Marcia Funebre (1:47)
2 (34) Introitus — Requiem aeternam (7:40)
3 (35) Kirie eleison (2:42)
4 (36) Sequentia — Dies Irae, dies illa (10:08)
5 (37) Offertorium (7:33)
6 (38) Sanctus (3:36)
7 (39) Benedictus (3:14)
8 (40) Agnus Dei (3:05)
9 (41) Communio (4:32)

6. MISSA BRUXELLENSIS XXIII VOCUM

La Capella Reial de Catalunya,
Le Concert des Nations,
Jordi Savall — direction.
(1994)

1 (42) Kyrie (5:02)
2 (43) Gloria (16:59)
3 (44) Credo (15:40)
4 (45) Sanctus (9:45)
5 (46) Agnus Dei (3:58)

Комментариев нет: