суббота, 18 января 2014 г.

ХОРРОР + САСПЕНС:  —  «Кладбище  домашних  животных»
(фильм по Стивену Кингу, 1989).


"Вообще, сравнивать хоррор и саспенс — занятие глупое и неблагодарное хотя бы потому, что хоррор — это жанр, а саспенс — это прием (используемый в различных жанрах, в хорроре в том числе). Так что сравнивать я ничего не буду, а просто расскажу и о том, и о другом по порядку.
Хоррор — это ужастик. Хоррором (от англ. horror — ужас) его, наверное, называют для солидности. Этому жанру примерно столько же лет, сколько кинематографу в целом. Первым ужастиком считается французская короткометражка «Замок Дьявола», снятая в 1896 году.
Объяснять, что такое ужастик, я думаю, нет большой необходимости. Ужастик — это когда зрителя пугают, неважно чем: демоническими силами, концом света или маньяками и сумасшедшими.
Одним из лучших образцов ужастика является фильм «Хэллоуин» Джона Карпентера. Этот фильм сильно повлиял на развитие жанра, хотя и премий никаких не получил. Одна из причин, по которым фильм при довольно—таки скромном бюджете, имел огромный успех, — это использование пресловутого саспенса.
Многие считают хоррор примитивным жанром. А между прочим, в нем работали такие выдающиеся режиссеры, как Стэнли Кубрик, Фрэнсис Форд Коппола и Альфред Хичкок.
Теперь о саспенсе. Suspence переводится с английского как «беспокойство, ожидание». Саспенс — это даже не столько прием, сколько набор различных приемов, призванных удерживать зрителя в состоянии постоянного напряжения, беспокойства, а возможно и страха. Такими приемами могут являться крупные планы, дробный монтаж, игра со временем и, конечно, музыка.
Первым использовать саспенс в кино начал помянутый уже Альфред Хичкок. Один французский режиссер (Франсуа Трюффо) сказал однажды: «Кино, которое делает Хичкок, до такой степени концентрирует внимание публики на экране, что арабские зрители перестают лущить свои орешки, итальянцы забывают закурить сигарету, французы оказываются не в состоянии заигрывать с соседкой, шведы — заниматься любовью между рядами, греки… и т.д.».
В саспенсе очень важна осведомленность зрителя. Там, где есть тайна нет саспенса. Поясню на простом примере, который нередко приводил сам Хичкок. Представьте себе комнату, в которой сидят люди и болтают обо всякой ерунде. И тут — бац! — взрывается бомба. Зрители, быть может, подавились попкорном, но переживать такая сцена их не заставила. А если бы зрители заранее знали, что под столом заложена бомба? На экране чередовались бы смеющиеся лица ни о чем не подозревающих собеседников и часовой механизм, отсчитывающий секунды. Публика переживает за судьбу персонажей — услышат ли тиканье, успеют ли уйти? И если какой—нибудь особо эмоциональный зритель выкрикнет: «Да хватит болтать, тут же бомба!» — значит, саспенс удался." — У — литка.




В список не включены фильмы ужасов, в которых главные персонажи — микроорганизмы или мифологические существа (legendary creature).
Сортировка разделов — по биологической важности, внутри разделов — по году создания.

Комментариев нет: