«Что же за причина, почему мы часто думаем или, не стыдясь, говорим: что ж такое я сделал? Или: чем я худ? Причина тому очень естественная, и она есть новое порождение живущего в нас греха. Не замечаем потому, что не можем. Этого не позволяет нам грех: он очень хитёр и предусмотрителен. Непокровенное древо зла с первого раза могло бы стать пред взором ума и оттолкнуть от себя каждого; потому он спешит одеть его листвием, прикрыть его безобразие, и прикрывает так, что не только корня и стволов, даже и ветвей не может различить душа, в которой растёт сие древо. Эти лиственные прикрытия суть — РАССЕЯННОСТЬ И МНОГОЗАБОТЛИВОСТЬ. Рассеянность не любит жить в себе, многозаботливый не имеет свободной минуты. Один не может, а другому некогда замечать то, что происходит внутри. С первым пробуждением от сна душа их тотчас выходит из себя — и у первого уходит в мир мечтаний, у последнего же погружается в море нужных будто дел. Настоящего для них нет. Один охотнее живет в самосозданном мире и действительности касается только отчасти, ненамеренно, поверхностно; другой и мыслью, и сердцем весь впереди. Каждое дело он спешит окончить как можно скорее, чтобы приступить к другому; начинает другое и — спешит к третьему; вообще настоящим у него заняты только руки, ноги, язык и прочее, а его душа вся устремлена в будущее. Как же при таком ходе внутренних движений заметить им, что кроется в сердце?»
Феофан Затворник
Феофан Затворник
S A P I E N T I S A T !
1~2: — «... КАК: “РАССЕЯННОСТЬ”» (~ SAPIENTI SAT !)
2~3: — «... КАК: “МНОГОЗАБОТЛИВОСТЬ”» (~ SAPIENTI SAT !)
1~4: — «СОЗЕРЦАНИЕ МНОГОГО» (~ SAPIENTI SAT !)
2~5: — «... КАК: “Л Ю Б И М Ы Й”» (~ SAPIENTI SAT + SAPIENTI SAT !)
3~6: — «СОЗЕРЦАНИЕ ОДНОГО» (~ SAPIENTI SAT !)
4~5: — «БАРАНИЙ ВЗГЛЯД № 1» (~ SAPIENTI SAT !)
5~6: — «БАРАНИЙ ВЗГЛЯД № 2» (~ SAPIENTI SAT !)
4~7: — «МОЖЕТ, И СЕЛО РОДНОЕ ВДРУГ СПАЛИТ» (~ SAPIENTI SAT !)
7~8: — «МЫ НА ГОРЕ ВСЕМ БУРЖУЯМ МИРОВОЙ ПОЖАР РАЗДУЕМ» (~ SAPIENTI SAT !)
5~8: — «КАК НЕ ЛЮБИТЬ РОДНОЙ МОСКВЫ ?» (~ SAPIENTI SAT !)
6~9: — «А МОЖЕТ, ВДРУГ, БРОСИТ ВСЁ И УЙДЁТ В ИЕРУСАЛИМ» (~ SAPIENTI SAT !)
8~9: — «Р У С С К А Я Г О Л Г О Ф А» (~ SAPIENTI SAT !)
Фёдор Достоевский в своём романе «Братья Карамазовы» использовал эту картину Крамского
для описания одного из персонажей — Смердякова:
для описания одного из персонажей — Смердякова:
У живописца Крамского есть одна замечательная картина под названием «Созерцатель»: изображён лес зимой, и в лесу, на дороге, в оборванном кафтанишке и лаптишках стоит один-одинёшенек, в глубочайшем уединении забредший мужичонко, стоит и как бы задумался, но он не думает, а что-то «созерцает». Если б его толкнуть, он вздрогнул бы и посмотрел на вас, точно проснувшись, но ничего не понимая. Правда, сейчас бы и очнулся, а спросили бы его, о чём он это стоял и думал, то наверно бы ничего не припомнил, но зато наверно бы затаил в себе то впечатление, под которым находился во время своего созерцания. Впечатления же эти ему дороги, и он наверно их копит, неприметно и даже не сознавая, — для чего и зачем, конечно, тоже не знает: может, вдруг, накопив впечатлений за многие годы, бросит всё и уйдет в Иерусалим, скитаться и спасаться, а может, и село родное вдруг спалит, а может быть, случится и то, и другое вместе. Созерцателей в народе довольно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий