воскресенье, 12 июня 2016 г.

ВОСКРЕСЕНЬЕ: — Жизнь в режиме «О Т Н Ы Н Е»: Сильвестров.

P O S T L U D I U M :  —  С и л ь в е с т р о в ,  Валентин  Васильевич.


A U D I O  —  О Т Н Ы Н Е:

Суббота: — Шёнберг-Берг-Веберн и прочая «новая музыка».


Годъ 2000 апрѣля 43 числа. Мартобря 86 числа. Между днемъ и ночью. Никотораго числа. День былъ безъ числа. Числа не помню. Мѣсяца тоже не было. Было чортъ знаетъ что такое. Число 1. Мадритъ. Февруарiй тридцатый. Январь того же года, случившiйся послѣ февраля. Число 25. Чи 34 сло Мц. гдао. Февраль 349.

Сегодняшний день есть день величайшего торжества! В Испании есть король. Он отыскался. Этот король я. Именно только сегодня об этом узнал я. Признаюсь, меня вдруг как будто молнией осветило. Я не понимаю, как я мог думать и воображать себе, что я титулярный советник! Как могла взойти мне в голову эта сумазбродная мысль! Хорошо, что еще не догадался никто посадить меня тогда в сумасшедший дом. Теперь передо мною все открыто. Теперь я вижу все, как на ладони. А прежде, я не понимаю, прежде все было передо мною в каком-то тумане. И это все происходит, думаю, от того, что люди воображают, будто человеческий мозг находится въ голове; совсем нет; он приносится ветром со стороны Каспийского моря. Сначала я объявил Мавре, кто я. Когда она услышала, что перед нею испанский король, то всплеснула руками и чуть не умерла от страха. Она, глупая, еще никогда не видала испанского короля. Я, однако же, старался ее успокоить, сказавши, что я вовсе не сержусь за то, что она мне иногда дурно чистила сапоги. Ведь это черный народ. Им нельзя говорить о высоких материях. Она испугалась от того, что находится в уверенности, будто все короли в Испании похожи на Филиппа II. Но я растолковал ей, что между мною и Филиппом нет никакого сходства. В департамент не ходил. Чортъ съ нимъ! Нет, приятели, теперь не заманите меня; я не стану переписывать гадких бумаг ваших!



Сильвестров Валентин Васильевич (Род. 1937)


Валентин Васильевич Сильвестров родился 30 сентября 1937г. в Киеве в семье инженера и учительницы немецкого языка. Мальчик окончил музыкальную школу, и уже в 15 лет пробовал самостоятельно писать музыку. По настоянию родителей, считавших, что мужчине требуется серьёзная специальность, Валентин поступает в Киевский инженерно-строительный институт. Но тяга молодого человека к музыке сильна, поэтому проучившись 3 курса, Валентин оставляет институт и поступает в Киевскую консерваторию по классу композиции. Его педагогом в классе композиции был Борис Лятошинский. В годы учёбы Сильвестров пробует себя в разных стилях музыки, пытаясь отыскать своё направление, выработать свой индивидуальный композиторский почерк. Начинающий композитор входит в группу `Киевский авангард`. Тогда-то и возникает его сочинение `Пять пьес для фортепиано`. В 1964 году консерватория успешно закончена, и музыкант продолжает самостоятельный творческий поиск. Сильвестров прекрасно осваивает приёмы авангардистского письма: серийную технику, сонористику, пуантилизм и алеаторику, а затем успешно применяет их в создании своих произведений.

Первый творческий период после обучения композитор пишет в стиле классического барокко и раннего романтизма, использую при этом и новые технические средства и необычные приёмы игры на инструментах, которые нужны не ради желания блеснуть чем-то необычным, а для создания экспрессивных авангардистских образов. При всей жёсткости и жестовости в музыке прорисован мягкий лиризм, ведущий к глубокой философии, а далее и к медитации, что очень характерно для всего творчества Сильвестрова. Вот ряд его произведений начального периода: `Классическая соната`, `Сонатина`, `Музыка в старинном стиле` для фортепиано, `Мистерия` для альтовой флейты и ударных, Третья симфония, `Драма` для скрипки, виолончели и фортепиано.Имя Сильвестрова с этого времени начинает звучать, композитор приобретает известность за рубежом. Его 3-я симфония (Эсхатофония) в 1967г. удостоена американской премии им.Н.Кусевицкого.

Медитативность в сочетании с простым мелодизмом чётко читается в `Медитации` для виолончели и камерного оркестра (1972г.). Сильвестров всегда придаёт большое значение слову, и тексты для своих произведений выбирает по велению души, когда музыка сама просится как естественное продолжение и органичное дополнение поэтического текста.

Дальнейшие произведения связаны с раздумьями о смысле жизни, о месте художника в ней: Кантата для хора a capella на стихи Т.Шевченко (1976г.), Четвёртая симфония (1976г.), `Тихие песни` для голоса в сопровождении фортепиано на стихи классических поэтов( 1977г.), `Лесная музыка` на стихи Т.Айги для сопрано, валторны и фортепиано (1978г.). Свой стиль сам композитор определяет как `слабый` неоромантический стиль, который характеризуется простотой тональных гармоний, тихой проникновенностью звучания. Для музыки Сильвестрова свойственны полистилистические элементы в сочетании с тонкой кропотливой детализацией всех её составляющих. Наиболее плодотворным можно назвать период 1970-90г.г.

Сильвестров с интересом работал и в кино. Достойные образцы его музыки к фильмам Киры Муратовой `Настройщик`, `Чеховские мотивы`. Композитор Валентин Сильвестров награждён премией Международного конкурса композиторов `Gaudeamus` (Нидерланды, 1970г.), государственной премией Украины им. Т.Шевченко (1995г.), орденом `За заслуги` (1997г.), орденом `За интеллектуальную отвагу` (2004г.).

Сильвестров — один из наиболее показательных композиторов современного поставангардного направления.

к л и к а б е л ь н ы !



         
О б л о ж к и   к л и к а б е л ь н ы !

Комментариев нет: