Сегодняшний день есть день величайшего торжества! В Испании есть король. Он отыскался. Этот король я. Именно только сегодня об этом узнал я. Признаюсь, меня вдруг как будто молнией осветило. Я не понимаю, как я мог думать и воображать себе, что я титулярный советник! Как могла взойти мне в голову эта сумазбродная мысль! Хорошо, что еще не догадался никто посадить меня тогда в сумасшедший дом. Теперь передо мною все открыто. Теперь я вижу все, как на ладони. А прежде, я не понимаю, прежде все было передо мною в каком-то тумане. И это все происходит, думаю, от того, что люди воображают, будто человеческий мозг находится въ голове; совсем нет; он приносится ветром со стороны Каспийского моря. Сначала я объявил Мавре, кто я. Когда она услышала, что перед нею испанский король, то всплеснула руками и чуть не умерла от страха. Она, глупая, еще никогда не видала испанского короля. Я, однако же, старался ее успокоить, сказавши, что я вовсе не сержусь за то, что она мне иногда дурно чистила сапоги. Ведь это черный народ. Им нельзя говорить о высоких материях. Она испугалась от того, что находится в уверенности, будто все короли в Испании похожи на Филиппа II. Но я растолковал ей, что между мною и Филиппом нет никакого сходства. В департамент не ходил. Чортъ съ нимъ! Нет, приятели, теперь не заманите меня; я не стану переписывать гадких бумаг ваших!
Валентин Васильевич Сильвестров родился 30 сентября 1937г. в Киеве в семье инженера и учительницы немецкого языка. Мальчик окончил музыкальную школу, и уже в 15 лет пробовал самостоятельно писать музыку. По настоянию родителей, считавших, что мужчине требуется серьёзная специальность, Валентин поступает в Киевский инженерно-строительный институт. Но тяга молодого человека к музыке сильна, поэтому проучившись 3 курса, Валентин оставляет институт и поступает в Киевскую консерваторию по классу композиции. Его педагогом в классе композиции был Борис Лятошинский. В годы учёбы Сильвестров пробует себя в разных стилях музыки, пытаясь отыскать своё направление, выработать свой индивидуальный композиторский почерк. Начинающий композитор входит в группу `Киевский авангард`. Тогда-то и возникает его сочинение `Пять пьес для фортепиано`. В 1964 году консерватория успешно закончена, и музыкант продолжает самостоятельный творческий поиск. Сильвестров прекрасно осваивает приёмы авангардистского письма: серийную технику, сонористику, пуантилизм и алеаторику, а затем успешно применяет их в создании своих произведений.
Первый творческий период после обучения композитор пишет в стиле классического барокко и раннего романтизма, использую при этом и новые технические средства и необычные приёмы игры на инструментах, которые нужны не ради желания блеснуть чем-то необычным, а для создания экспрессивных авангардистских образов. При всей жёсткости и жестовости в музыке прорисован мягкий лиризм, ведущий к глубокой философии, а далее и к медитации, что очень характерно для всего творчества Сильвестрова. Вот ряд его произведений начального периода: `Классическая соната`, `Сонатина`, `Музыка в старинном стиле` для фортепиано, `Мистерия` для альтовой флейты и ударных, Третья симфония, `Драма` для скрипки, виолончели и фортепиано.Имя Сильвестрова с этого времени начинает звучать, композитор приобретает известность за рубежом. Его 3-я симфония (Эсхатофония) в 1967г. удостоена американской премии им.Н.Кусевицкого.
Медитативность в сочетании с простым мелодизмом чётко читается в `Медитации` для виолончели и камерного оркестра (1972г.). Сильвестров всегда придаёт большое значение слову, и тексты для своих произведений выбирает по велению души, когда музыка сама просится как естественное продолжение и органичное дополнение поэтического текста.
Дальнейшие произведения связаны с раздумьями о смысле жизни, о месте художника в ней: Кантата для хора a capella на стихи Т.Шевченко (1976г.), Четвёртая симфония (1976г.), `Тихие песни` для голоса в сопровождении фортепиано на стихи классических поэтов( 1977г.), `Лесная музыка` на стихи Т.Айги для сопрано, валторны и фортепиано (1978г.). Свой стиль сам композитор определяет как `слабый` неоромантический стиль, который характеризуется простотой тональных гармоний, тихой проникновенностью звучания. Для музыки Сильвестрова свойственны полистилистические элементы в сочетании с тонкой кропотливой детализацией всех её составляющих. Наиболее плодотворным можно назвать период 1970-90г.г.
Сильвестров с интересом работал и в кино. Достойные образцы его музыки к фильмам Киры Муратовой `Настройщик`, `Чеховские мотивы`. Композитор Валентин Сильвестров награждён премией Международного конкурса композиторов `Gaudeamus` (Нидерланды, 1970г.), государственной премией Украины им. Т.Шевченко (1995г.), орденом `За заслуги` (1997г.), орденом `За интеллектуальную отвагу` (2004г.).
Сильвестров — один из наиболее показательных композиторов современного поставангардного направления.
к л и к а б е л ь н ы !
О б л о ж к и к л и к а б е л ь н ы !
Комментариев нет:
Отправить комментарий