Примером классического изложения этого учения может служить уже упоминавшееся ранее предисловие Николая Лирского к Glossa ordinaria, где говорится следующее:
«Особенность этой книги (scl. Библии) — то, что в ней одна "буква" содержит несколько смыслов. Объясняется это тем, что Сам Бог есть изначальный автор сей книги, в Его же власти не только использование слов для обозначения чего-либо (что даже и люди способны делать и делают), но и то, что Он и самые вещи, обозначаемые словами, использует для обозначения Других вещей. Поэтому со всеми книгами эту объединяет то, что в ней нечто обозначается словами, а особенность ее — в том, что вещи, обозначаемые словами, в ней обозначают нечто Другое. Итак, в соответствии с первым родом знаменования, при посредстве слов, постигается буквальный, или исторический смысл, в соответствии же со вторым, при посредстве самих вещей, постигается таинственный, или духовный смысл, подразделяемый на три вида. Ибо если вещи, обозначенные словами, приводятся для обозначения того, во что надлежит веровать в Новом Законе, то так постигается аллегорический смысл, а если для обозначения того, что должны делать мы сами, то это моральный, или тропологический смысл, если же для обозначения того, на что надлежит уповать в будущем блаженстве, то это анагогический смысл».
И далее следует знаменитый пример с Иерусалимом, истолкованным в четырех смыслах: в буквальном смысле это исторический город, в моральном — душа верующего, в аллегорическом — Церковь воинствующая (то есть Церковь теперешних дней), а в анагогическом — Церковь торжествующая, или Небесный Иерусалим Апокалипсиса.
О. Е. Нестерова. Средневековая формулировка учения о «четырех смыслах» Писания
«Особенность этой книги (scl. Библии) — то, что в ней одна "буква" содержит несколько смыслов. Объясняется это тем, что Сам Бог есть изначальный автор сей книги, в Его же власти не только использование слов для обозначения чего-либо (что даже и люди способны делать и делают), но и то, что Он и самые вещи, обозначаемые словами, использует для обозначения Других вещей. Поэтому со всеми книгами эту объединяет то, что в ней нечто обозначается словами, а особенность ее — в том, что вещи, обозначаемые словами, в ней обозначают нечто Другое. Итак, в соответствии с первым родом знаменования, при посредстве слов, постигается буквальный, или исторический смысл, в соответствии же со вторым, при посредстве самих вещей, постигается таинственный, или духовный смысл, подразделяемый на три вида. Ибо если вещи, обозначенные словами, приводятся для обозначения того, во что надлежит веровать в Новом Законе, то так постигается аллегорический смысл, а если для обозначения того, что должны делать мы сами, то это моральный, или тропологический смысл, если же для обозначения того, на что надлежит уповать в будущем блаженстве, то это анагогический смысл».
И далее следует знаменитый пример с Иерусалимом, истолкованным в четырех смыслах: в буквальном смысле это исторический город, в моральном — душа верующего, в аллегорическом — Церковь воинствующая (то есть Церковь теперешних дней), а в анагогическом — Церковь торжествующая, или Небесный Иерусалим Апокалипсиса.
О. Е. Нестерова. Средневековая формулировка учения о «четырех смыслах» Писания
S A P I E N T I S A T !
2~5: — «ИЕРУСАЛИМ: В БУКВАЛЬНОМ СМЫСЛЕ» (~ СМ. ЭПИГРАФ !)
5~8: — «ИЕРУСАЛИМ: В МОРАЛЬНОМ СМЫСЛЕ» (~ СМ. ЭПИГРАФ !)
4~5: — «ИЕРУСАЛИМ: В АЛЛЕГОРИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ» (~ СМ. ЭПИГРАФ !)
5~6: — «ИЕРУСАЛИМ: В АНАГОГИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ» (~ СМ. ЭПИГРАФ !)
1~2: — «Если я забуду тебя, о Иерусалим,
Пусть отсохнет моя правая рука,
Пусть язык мой прилипнет к нёбу моему...»
(~ SAPIENTI SAT !)
2~3: — «НЕТ ИСТОРИИ, КРОМЕ ХРОНОЛОГИИ» (ШПЕНГЛЕР) (~ SAPIENTI SAT !)
1~4: — «ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНА» (~ СР. «НЕ НАРУШИТЬ ПРИШЁЛ, НО ИСПОЛНИТЬ» !)
3~6: — «РОССИЯ = ОБРАЗ НОВОГО ИЕРУСАЛИМА» (~ СР. SAPIENTI SAT !)
4~7: — «СМЕРТИЮ СМЕРТЬ ПОПРАВ» (~ SAPIENTI SAT !)
6~9: — «ОБЩЕЕ ДЕЛО» (~ SAPIENTI SAT + «ТАЙНЫ ЦАРСТВИЯ НЕБЕСНОГО» !!!)
7~8: — «ОЖИДАНИЕ (ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ)» (~ SAPIENTI SAT !!)
8~9: — «ПРИЗЫВ К АКТИВНОМУ ХРИСТИАНСТВУ» (~ «В ЧЁМ НАША ЗАДАЧА ?» !)
Комментариев нет:
Отправить комментарий