понедельник, 3 декабря 2012 г.

BAROQUE  B A C H: — J a n   D i s m a s   Z e l e n k a.


Если вы любите Баха, но вас утомляют Вивальди и Телеман, то вам стоит послушать Зеленку.


Zelenka, Jan Dismas
Зеленка, Ян Дисмас
1679-1745

История классической музыки содержит немало имен великих композиторов, к которым признание приходило через много лет после смерти и осознание музыки которых растягивалось на долгие годы. Достаточно упомянуть Франца Шуберта, Антона Брукнера и величайшего композитора всех времен — Иоганна Себастьяна Баха. Но даже в этом ряду история чешского композитора Яна Дисмаса Зеленки выделяется как нечто, не поддающееся пониманию. Музыка Зеленки пролежала в архивах невостребованной в течение двух сотен лет! Не осталось даже портрета композитора! Единственным автопортретом, который оставил после себя Ян Дисмас Зеленка, является его музыка. И слушая сегодня эту музыку, приходишь в изумление, соединенное с грустным чувством вины: как могло получиться, что такая великолепная музыка была предана забвению? И почему эта музыка, открытая в 60-е годы XX века и исполненная выдающимися музыкантами, до сих пор почти не известна любителям классической музыки?

Автор этих строк узнал о Зеленке случайно, просматривая в Интернете отзывы покупателей компакт-дисков с записями классической музыки. Один из отзывов начинался словами: "Если вы любите Баха, но вас утомляют Вивальди и Телеман, то вам стоит послушать Зеленку". Прекрасно сказано! В одном предложении — вся суть дела.

Музыка эпохи барокко оставила много блестящих образцов классической музыки. Многие музыкальные шедевры этого времени отличаются красотой мелодии, запоминаются, порой западают в душу. Таковы, например, кончерто гроссо до минор и "Follia" Арканжело Корелли, "Времена года" и "L'estro Armonico" Антонио Вивальди и многие, многие другие произведения. Но все-таки на подавляющем большинстве этих творений лежит отпечаток эпохи: вычурность и нередко бравурность стиля, легковесность, подавляющий перевес мажорной музыки над музыкой минорной, некоторый механицизм, прикрывающий нехватку эмоционального содержания. Музыка Баха стоит особняком по отношению ко всем остальным образцам музыки эпохи Барокко. Вобрав в себя технические достижения прошлого и современной ему эпохи, Иоганн Себастьян Бах создал музыку совершенно особенную. Хотя музыка Баха оказала огромное влияние на музыку последующих поколений, начиная с Моцарта и кончая Шостаковичем, она принадлежит не этим поколениям. Она принадлежит вечности. Бах был глубоко, искренно верующий христианин, и все его творчество посвящено Богу. По-видимому, в этом и состоит разгадка тайны музыки Баха, которая сочетает изумительную простоту и экономию средств с потрясающим величием и глубиной содержания. Если и были у Баха современники-композиторы, близкие ему по духу и по качеству музыки, то их следует искать только среди композиторов, творивших для церкви. Именно таков и был Ян Дисмас Зеленка.

Зеленка принадлежит другой церкви — в отличие от лютеранина Баха, Ян Дисмас Зеленка был католиком. Но оба они были настоящие христиане, по-настоящему воцерковленные, глубоко осознавшие истины христианства и живущие своей верой, посвятившие Богу всю свою жизнь и все свое творчество. В партитурах Баха нередко можно встретить обращения к Богу: "Одному Богу слава", "Иисус, помоги". А вот текст посвящения, которое предпослано Яном Дисмасом Зеленкой к его великой Мессе в честь Бога-Отца (ZWV19): "Первую из своих последних месс, озаглавленную Missa Dei Patris, этому великому Богу, творцу всего сущего, всеблагому Отцу, с величайшей покорностью, со смиреннейшим почитанием и глубочайшим благоговением, с сердцем, исполненным покаяния и страха (в надежде, что эта месса не будет отвергнута), посвящает Его нижайшее, покорнейшее и недостойное создание Иоанн Дисмас Зеленка".

Здесь — подлинная, основная причина той внутренней близости и родства, которая объединяет музыку Иоганна Себастьяна Баха и музыку Яна Дисмаса Зеленки. Отсюда уже вытекают многочисленные черты сходства этих двух композиторов:

Оба композитора бoльшую часть своего творчества посвятили церковной музыке. Светские произведения обоих композиторов великолепны, но немногочисленны. Ян Дисмас Зеленка создал даже меньше светских произведений, чем Бах.

Оба композитора были безусловными авторитетами во всевозможных жанрах вокальной музыки (мотеты, мессы, кантаты, оратории), но не создали ни одной оперы. В "Музыкальном энциклопедическом словаре" упомянута "опера" Зеленки "Melodrama de Sancto Venceslao" ZWV175; но это — не опера, а аллегорическая кантата. По-видимому, театральное действо не привлекало обоих композиторов.

Зеленка был, пожалуй, не меньшим мастером полифонии, чем не превзойденный в этом отношении Бах. Оба композитора были выдающимися мастерами контрапункта. Любимой музыкальной формой обоих была фуга. Самое оригинальное, глубокое и технически совершенное произведение Баха — "Die Kunst der Fuge". Зеленка вставлял фуги почти во все свои произведения; прекрасный Реквием ре минор ZWV48 укомплектован семью фугами!

В отличие от почти всех композиторов эпохи барокко, Бах и Зеленка не отдавали предпочтения мажорной музыке. Почти половина музыки Зеленки написана в минорных тональностях.

И Бах, и Зеленка прилежно изучали музыкальные шедевры прошлых эпох и своего времени и, пропустив их сквозь свою душу, синтезировали эти прошлые достижения музыки в новые формы. Известно, например, что Бах предпринял путешествие пешком на много десятков километров специально для того, чтобы послушать музыку своего великого предшественника — Дитриха Букстехуде. Зеленка потратил огромные усилия на собирание коллекции музыкальных шедевров своих предшественников и современников.

При совершенстве и технической сложности музыкальной формы, музыку Баха и Зеленки отличает глубина и необычайная эмоциональная насыщенность содержания, совершенно не характерные для эпохи барокко.

Замечательно, что столь близкие по духу композиторы развивались в одно и то же время по параллельным путям, но почти независимо друг от друга. Например, в то же время, когда в Лейпциге состоялось первое исполнение "Страстей по Иоанну" Баха, — в Страстную Неделю 1723 года, — Зеленка создает одно из значительных произведений церковной музыки- "Responsoria pro Hebdomada Sancta" ZWV55, также посвященный Страстям Христовым. Если и можно говорить о влиянии одного композитора на другого, то, безусловно, следует говорить о влиянии музыки Зеленки (который был чуть старше) на музыку Баха. Иоганн Себастьян Бах был знаком с церковными произведениями Зеленки и настолько высоко ценил их, что поручил своему сыну, Вильгельму Фридеману Баху, сделать копию Магнификата Зеленки ZWV108 для собственного использования. Некоторые специалисты находят следы влияния Зеленки в великой Мессе си минор Баха.

С другой стороны, существуют и различия между Бахом и Зеленкой. В отличие от Баха, Зеленка совершенно не писал клавирных произведений. Клавесин и орган используются им только в качестве continuo. Многие баховские произведения отличаются величественной статичностью и монументальностью. Этого не найдешь в музыке Зеленки, для которой характерны живость, моторность, эмоциональность. Специфическими индивидуальными чертами музыкального стиля Зеленки являются соединение мажорных и минорных тональностей в одной музыкальной фразе, использование всевозможных контрастов, создающих ощущение некоторой угловатости и нервности музыки.

Нельзя не сказать и о том, что музыка Зеленки укоренена в католической церковной традиции, а не в протестантской, как музыка Баха. Автор этих строк высоко ценит Высокую Мессу си минор Баха; но это произведение несколько эклектично (оно объединяет несколько частей, написанных по разным поводам в разное время) и, заметим, написано все-таки в форме католической мессы. Остальные, лютеранские мессы Баха заметно уступают по глубине Мессе си минор. Зеленка написал 21 мессу, и еще две ему приписывают. Пять последних месс Зеленки — великие творения, которые отличаются стройностью и единством замысла и глубоким соответствием между музыкой и словами литургии. Конечно, мессам Зеленки не достает благоговейной сдержанности и молитвенной высоты православного богослужения; и все же это прекрасная религиозная музыка, обращенная к христианину-мирянину, настоящие симфонии во славу Божию.

Зеленка (как и Бах) был смелым экспериментатором в области музыкальных форм. Первый исполнитель трио-сонат Зеленки, выдающийся немецкий гобоист Хайнц Холлигер назвал музыку Зеленки "виртуально экспериментальной музыкой XVII столетия", своего рода авангардом своей эпохи. Sinfonia in A minor ZWV189, по мнению автора этих строк, является первым великим произведением в жанре симфонии, написанным в 1723 г. — до первых концертных симфоний Саммартини (около 1730 г.) и задолго до симфоний Гайдна (первые значительные симфонии Гайдна, "Утро", "День" и "Вечер", датируются 1761 годом). Реквием до минор ZWV45, который приписывается Зеленке, вызывает ассоциации с Реквиемом Габриеля Форе. Одно из произведений Зеленки носит совершенно авангардистское название: Ипохондрия ля мажор (ZWV187); это программное произведение, прекрасно соответствующее своему названию. Смелость и новизна музыки Яна Дисмаса Зеленки отчасти объясняют, почему этот выдающийся композитор был недооценен современниками, а вскоре после смерти был предан полному забвению.

Теперь попытаемся рассказать биографию Яна Дисмаса Зеленки. Необходимо сразу подчеркнуть, что любая его биография неизбежно носит гипотетический характер, потому что сведений о жизни Зеленки почти не осталось, и приходится пользоваться косвенными данными.

В архиве католической церкви городка Лоуновице (центральная Богемия, к юго-востоку от Праги) содержится запись о том, что 16 октября 1679 года там был окрещен первенец местного кантора и органиста Зеленки. При крещении ребенок получил имя Ян Лукас. Это и был будущий композитор Ян Дисмас Зеленка. Впоследствии (возможно, при конфирмации), к его имени было прибавлено имя Дисмас. И сам он, похоже, предпочитал именовать себя Ян Дисмас. Очевидно, имя Дисмас было ему дорого: ведь по церковному преданию, Дисмас было имя благоразумного разбойника, который, будучи распят вместе с Христом и видя Его невинные страдания, раскаялся в своих грехах и обратился к Господу с мольбой, которую повторяет каждый кающийся грешник: "Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Твое".

Начальное музыкальное образование Яну дал отец. Далее, как полагают, Зеленка учился в Праге, в иезуитском колледже и университете Клементинум, который был, помимо всего прочего, признанным центром музыкального образования. Здесь им были созданы первые произведения, в том числе — кантата "Via laureata magnis virtutum" (1704; утеряна) и кантата, посвященная распятию Христа, в том числе — "Musica… ad sepulchrum sacrum" ZWV58 (1709).

В 1696 г. принц соседней с Богемией Саксонии Фридрих-Август перешел в католичество, чтобы получить возможность стать королем Польши. В 1708 г. придворный театр города Дрезден был преобразован в Королевскую католическую капеллу. С 1710 г. капелла находилась под юрисдикцией иезуитов (Богемская епархия). Поскольку большая часть населения Дрездена были лютеране, то музыкантов, разбирающихся в католической церковной музыке, не хватало, и из Богемии были набраны молодые хористы и музыканты. По-видимому, в числе этих музыкантов и был Ян Дисмас Зеленка. В 1710 или 1711 году он стал контрабасистом придворного оркестра города Дрездена, с жалованьем 300 талеров. Одновременно он пишет музыку. Его первое произведение для Дрездена — Missa Sanctae Caeciliae ZWV1a (1711; опуюликована лишь в 1983 г.!). В 1712 году Зеленка преподнес исправленный вариант этой мессы королю Августу II с прошением направить его на один год на обучение во Францию и Италию, чтобы научиться "хорошему вкусу Франции и основательной литургической традиции Италии". В 1714 г. он снова пишет музыку для мессы — Missa Judica me ZWV2. Жалованье Зеленки было увеличено до 400 талеров. А в 1715 г. его просьба о годовом отпуске для учебы была удовлетворена. Зеленка отправляется в Вену и берет уроки контрапункта у императорского капельмейстера и знаменитого теоретика музыки Иоганна Иосифа Фукса. (Отметим, что самому Зеленке в период этой учебы было уже около 35 лет!) Капельмейстер Фукс был настолько восхищен способностями Яна Дисмаса, что направил королю письмо с просьбой отпустить Зеленку на учебу в Италию, дабы Зеленка имел возможность изучить другие музыкальные стили. Благодаря этой протекции, в 1716 г. Зеленка уезжает в Италию, чтобы учиться у Антонио Лотти. Возможно, в этот период Зеленка также брал уроки у важнейших мастеров неаполитанской оперы — Алессандро Скарлатти и Франческо Фео.

В 1717 г. Зеленка возвращается в Вену и продолжает обучение у Фукса. В это же время он сам дает уроки контрапункта гобоисту Квантцу. Он также сам сочиняет музыку. По-видимому, именно в этот период Зеленка создает замечательную серию из четырех оркестровых сюит (Capriccio I-IV ZWV182-185).

Одновременно Зеленка с увлечением собирает копии и транскрипции всевозможных шедевров литургической музыки своего времени. На это уходит значительная часть его небольшого жалованья, и ему приходится просить добавки. В результате была собрана великолепная коллекция церковной музыки — "Collectaneorum Musicorum libri IV de diversis Authoribus". Этот четырехтомный труд оказался единственным произведением Зеленки, которое пользовалось определенной известностью в течение двухсотлетнего периода, когда собственная музыка Зеленки была предана забвению. В эту коллекцию были включены "божественные произведения" Палестрины, знаменитое "Miserere" Аллегри, "Fiori Musicali" Фрескобальди, каноны Фукса и многие другие шедевры. (К сожалению, этот манускрипт погиб во время Второй мировой войны.)

Однако, когда Зеленка вернулся в Дрезден (1718 или 1719 г.), его музыкальная карьера затормозилась. В 1717 г. ведущее положение в придворной церковной музыке прочно занял капельмейстер Иоганн Давид Хайнихен. Хайнихен пользовался исключительной популярностью при дворе и получал огромное жалованье, исчисляющееся десятками тысяч талеров в год. Зеленка же оставался контрабасистом в придворном оркестре с ничтожным жалованьем в несколько сотен талеров. Тем не менее, он активно сочинял церковную музыку. В 1721 г. он стал помощником Хайнихена, получив звание вице-капельмейстера церковной музыки (безо всякой прибавки к жалованью). С годами здоровье Хайнихена стало ухудшаться, и Зеленка все чаще и чаще замещал Хайнихена, выполняя его работу. В эти годы им был создан выдающийся шедевр инструментальной музыки — цикл из 6 трио-сонат для духовых инструментов ZWV181.

В 1723 г. Зеленка вместе со своим учеником, гобоистом Иоганном Иоахимом Квантцем, и лютнистом Сильвиусом Леопольдом Вейссом совершает поездку в Прагу для участия в торжествах по поводу коронации Карла VI и его жены Елизаветы-Кристины как короля и королевы Богемии. По-видимому, там он повидался с отцом, который в следующем году скончался. В ходе торжеств 1723 года Зеленка играет в оркестре при постановке оперы Фукса "Constanza e Fortessa", которая содержала много технических музыкальных новинок. Тогда же состоялась премьера большой аллегорической кантаты "Melodrama de Sancto Venceslao" (ZWV175), которую Зеленка сочинил по заказу иезуитов. Зеленка сам дирижировал оркестром. На премьере присутствовала королевская чета. Постановка имела успех, и вскоре состоялось второе исполнение этой кантаты. Очевидно, вдохновленный этим успехом, Зеленка на ходу, "в спешке", сочиняет серию из шести концертных произведений для оркестра. Из них уцелело четыре великолепных произведения (Концерт соль мажор ZWV186, Увертюра фа мажор ZWV188, Симфония ля минор ZWV189 и необычная маленькая сюита под названием Ипохондрия ля мажор ZWV187).

В 1729 г. Зеленка написал 5-ю оркестровую сюиту (Capriccio V, ZWV190). Возможно, это было последнее светское сочинение Зеленки. Весь остаток своей жизни он целиком посвящает церковной музыке.

К концу 1720-х гг. Зеленка почти целиком замещал Хайнихена в работе по созданию музыки для придворной католической церкви в Дрездене, получив звание управляющего церковной музыкой (с некоторой прибавкой жалованья). Поэтому, когда Хайнихен умер (1728 г.), Зеленка имел все основания надеяться на то, чтобы занять его место. Однако король все оттягивал замещение вакантного места капельмейстера церковной музыки. В 1731 г. в Дрезден с серией концертов из Италии приезжает молодой композитор Иоганн Адольф Хассе, немец по происхождению, ученик Алессандро Скарлатти. Хассе был на 20 лет моложе Зеленки. Его выступления имеют блестящий успех, и придворные славят его как последователя Хайнихена (что, конечно, должно было оскорбить и унизить Зеленку). Пост капельмейстера по-прежнему пустует. Зеленка в отчаянии пишет униженное письмо королю с просьбой о справедливости. Однако король вскоре умирает (1733 г.). Реквием заказывают не Зеленке, а Адольфу Хассе. В конце концов, Хассе получает пост придворного капельмейстера церковной музыки. Итальянские оперы и оратории входят в моду при дворе.

В 1735 г., на Страстной неделе, исполняется оратория Зеленки "Gesu al Calvario" — "Иисус на Голгофе" ZWV62 (выдающееся, глубокое произведение, написанное в итальянском стиле). Оратория имеет большой успех. Но в положении Зеленки существенных сдвигов не происходит. В этом году Зеленка удостаивается лишь звания "церковного композитора" (после 15 лет трудов на этом поприще!), за которым в 1736 г. следует ничтожное увеличение жалованья до 800 талеров в год. Зеленке не придают значения. Он пишет повседневную литургическую музыку, а все заказы по случаю празднеств поступают к Хассе. В довершение унижений, одновременно с Зеленкой звание "церковного композитора" получает весьма посредственный композитор Тобиас Буц. Стоит, однако, отметить знаменательное "совпадение": почти одновременно с Зеленкой, в 1736 г., титул "церковного композитора" был также присвоен великому Иоганну Себастьяну Баху. Для людей этот пост был незначителен (о чем свидетельствует назначение Буца). Но для Бога?..

К концу 1730-х гг. пренебрегаемый и униженный Зеленка теряет здоровье. Его творчество все менее и менее ориентируется на своих современников и обращается к вечности, к Богу. В течение этого последнего периода своей жизни Ян Дисмас Зеленка создает великие, гениальные произведения церковной музыки. В 1736 году он пишет музыку для Мессы в честь Пресвятой Троицы (ZWV17). В 1738 или 1739 году он переносит какую-то тяжелую болезнь и дает обет в случае выздоровления написать еще одну большую мессу. Он поправляется, и из-под его пера выходит монументальная Missa Votiva (Месса по обету, ZWV18). После этого, осознавая, что его жизненный путь близится к концу, он задумывает цикл из шести месс "Missae Ultimae". К сожалению, завершить этот цикл ему было уже не под силу. Он успел написать первую мессу из шести — Мессу в честь Бога-Отца (ZWV19, 1740), написал две первые части огромной второй мессы — Мессы в честь Бога-Сына (ZWV20, ок.1740) и, наконец, создал шестую мессу — Мессу в честь Всех Святых (ZWV21, 1741). В преамбуле к музыке этой мессы Зеленка написал: "6-я и, возможно, последняя из всех моих месс".

В ночь 23 декабря 1745 года Ян Дисмас Зеленка умирает от водянки. Он был похоронен в Рождественский Сочельник, на Старом католическом кладбище в Дрездене.

После смерти Зеленки его архив хранился как собственность королевского двора. Копировать и издавать его произведения не разрешалось. Некоторое время его музыка еще звучала в церквях. Потом начались изменения музыкальных стилей, и музыку Зеленки стали забывать. Это забвение продолжалось около 200 лет. Некоторые рукописи Зеленки погибли во время бомбардировок Дрездена в ходе 2-й мировой войны. Не осталось даже портрета композитора.

Возрождение музыки Яна Дисмаса Зеленки началось в середине XX в., когда в Чехословакии были опубликованы все сохранившиеся инструментальные и некоторые церковные произведения этого композитора. В 1972 г. выдающийся гобоист Хайнц Холлигер вместе с другими музыкантами исполняет и записывает трио-сонаты Зеленки, которые производят сенсацию в музыкальном мире. За ними в 1977 году следуют премьерные исполнения и записи оркестровых произведений Зеленки оркестром Camerata Bern (при участии того же Хайнца Холлигера). На 53-м Баховском Фестивале Нового Баховского Общества в Марбурге, в 1978 году, немецкий дирижер Вольфрам Меннерт выступает с утверждением, что Зеленку следует рассматривать как одного из великих композиторов эпохи позднего Барокко, наряду с Бахом, Генделем и Телеманом. С этого времени начинается постепенное возрождение церковной музыки Яна Дисмаса Зеленки. Это возрождение шло пока довольно медленно, но в последние годы, похоже, интерес к этому великому чешскому композитору нарастает в геометрической прогрессии. Трио-сонаты и оркестровые произведения исполняют и записывают вновь и вновь, из архивов выходят на сцену все новые и новые произведения великого чеха. Есть все основания надеяться, что справедливость будет восстановлена, и Ян Дисмас Зеленка займет в истории музыки подобающее ему положение.

Дискография и комментарий — Владимир Власенко.





NOTA BENE: ЕСЛИ ФАЙЛООБМЕННИК MSHARE.RU НЕ ФУНКЦИОНИРУЕТ: —

!!!!!  В А Ж Н О Е   О Б Ъ Я В Л Е Н И Е :

400 МОИХ RAR-АРХИВОВ ПЕРЕМЕСТИЛИСЬ С «ЯНДЕКС.НАРОД» НА «ЯНДЕКС.ДИСК» !!!!!

Комментариев нет: