вторник, 10 января 2012 г.

ПУШКИН: — «Капитанская дочка» (читает И. Смоктуновский) + Полное собранiе сочиненiй Пушкина въ одномъ томѣ (СПб., 1899).


Портрет Е. И. Пугачёва, написанный на портрете Екатерины II.
Неизвестный художник XVIII в.

________________________________________

«Необыкновенная картина мне представилась: за столом, накрытым скатертью и установленным штофами и стаканами, Пугачев и человек десять казацких старшин сидели, в шапках и цветных рубашках, разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами. Между ними не было ни Швабрина, ни нашего урядника, новобранных изменников». 
Значит — были только свои, и в круг своих позвал Пугачев Гринева, своим его почувствовал. Желание заполучить в свои ряды? Расчет? Нет. Перебежчиков у него и так много было, и были среди них и поценнее ничем не замечательного дворянского сына Гринева. Значит — что? Влечение сердца. Черный, полюбивший беленького. Волк, — нет ли такой сказки? — полюбивший ягненка. Этот полюбил ягненка — несъеденного, может быть, и за то, что его не съел, как мы, злодеи и не-злодеи, часто привязываемся за наше собственное добро к человеку. Благодарность за заячий тулуп уже была исчерпана — дарованием жизни. Это приглашение за стол уже было чистое влечение сердца, любовь во всей ее чистоте. Пугачев Гринева в свои ряды звал, потому что тот ему по́) сердцу пришелся, чтобы ввек не расставаться, чтобы («фельдмаршалом тебя поставлю») еще раз одарить: сначала — жизнь, потом — власть. И нетерпеливая, нестерпимая прямота его вопросов Гриневу, и мрачное ожидание Гриневского ответа (Пугачев мрачно молчал) вызваны не сомнением в содержании этого ответа, а именно его несомненностью: безнадежностью. Пугачев знал, что Гринев, под страхом смерти не поцеловавший ему руки, ему служить — не может. Знал еще, что если бы мог, он, Пугачев, его, Гринева, так бы не любил. Что именно за эту невозможность его так и любит. Здесь во всей полноте звучит бессмертное анненское слово: «Но люблю я одно — невозможно». (Мало у Пугачева было добрых молодцев, парней — ничуть не хуже Гринева. Нет, ему нужен был именно этот — чужой. Мечтанный. Невозможный. Неможный.) Вся эта сцена — только последняя проверка — для последней очистки души — от надежды. 
Будем внимательны к самому концу этого бессмертного диалога: 
« — Послужи мне верой и правдой, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы и в Потемкины (князья). Как ты думаешь? 
— Нет, — отвечал я с твердостью. — Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра — так отпусти меня в Оренбург». 
Значит — Гринев поверил. В полное бескорыстие Пугачева, в чистоту его сердечного влечения. 
Пугачев задумался. 
« — А коли отпущу, — сказал он, — так обещаешься ли, по крайней мере, против меня не служить?» 
Этот вопрос — его последняя ставка, последний сдаваемый им фронт (сдал — все́). 
« — Как могу тебе в этом обещаться? — отвечал я. — Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя — пойду, делать нечего...» 
Что в этом ответе? Долг. Неволя, а не воля. 
Эта сцена — поединок великодушии, соревнование в величии. 
Очная ставка, внутри Пугачева, самовластья с собственным влечением сердца. 
Очная ставка, внутри Гринева, влечения человеческого с долгом воинским. 
Очная ставка Долга — и Бунта, Присяги — и Разбоя, и — гениальный контраст: в Пугачеве, разбойнике, одолевает человек, в Гриневе, ребенке, одолевает воин. 
Пугачев съел обиду, пересилив все, Гринева понял, и не только на волю, но изнутри своей волчьей любви — отпустил: 
« — Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь». 
(Читай: что должен.) 
Но — все уже отдав, последним оборотом любви: 
« — Завтра приходи со мной проститься». 
Так любящие: 
— В последний раз! 
Все бессмертные диалоги Достоевского я отдам за простодушный незнаменитый гимназический хрестоматический диалог Пугачева с Гриневым, весь (как весь Пугачев и весь Пушкин), идущий под эпиграфом: 

Есть упоение в бою
У бездны мрачной на краю...

В «Пире во время чумы» Пушкин нам это — сказал, в «Капитанской дочке» Пушкин нам это — сделал(Марина Цветаева. «Пушкин и Пугачёв».)
________________________________________









Комментариев нет: