суббота, 5 марта 2011 г.

РАРИТЕТЫ: — Webern conducts Berg (1936).

Г-н суходристчев представляет на rutracker.org:

   — Скажите честно, ЭТО нуждается в комментариях?
   Мне несколько раз доводилось писать о Веберновско-Краснеровском    исполнении Скрипичного концерта, и всякий раз я чувствовал бледность и беспомощность языка, неспособность выразить чувство восторга и трепета...
Неполные две недели отделяют лондонскую запись Концерта от барселонского провала: премьера сочинения Альбана Берга, недавно умершего композитора и друга, переживаемая Веберном как личная трагедия, не позволила ему продирижировать сочинением. Барселонские музыканты Orquesta Pau Casals не могли понять, чего добивается от них этот тщедушный, низкорослый сутулый венец, говорящий на малопонятном диалекте какой-то вздор. Заказчик и первый исполнитель Концерта, Луи (Лейба) Краснер (Черкассы, 1903 - Бостон, 1995) пошел на поводу у дирекции фестиваля ISCM (МОСМ), отстранившей Веберна от дирижирования. За несколько недель оркестранты, по мнению Веберна, удовлетворительно подготовили всего 40 тактов сочинения... До премьеры оставалось три дня. Спасти положение согласился альтист Герман Шерхен, на тот момент не дирижировавший на публике. Когда музыка смолкла, Шерхен, не отходя от пульта, поднял над головой рукопись партитуры. Публика, стоя, разразилась громовой овацией.
Барселонское исполение стало триумфом Берга-композитора, но для Краснера и Веберна их цель не была достигнута.
Не представляю, что ощущали те 50 счастливчиков, слушавших первомайский "закрытый" абонементный концерт на Би-Би-Си.
Запись, с которой был сделан мастер этого диска, около 40 лет пролежала на чердаке у скрипача в его Массачусетской глубинке, и лишь при сборе вещей перед переездом был найден чемодан с ацетатными оригиналами, изготовленными в единственном экземпляре.
Уровень сигнала оригинальной записи был намеренно выбран невысоким, во избежание перегрузок в пиках, неизбежных для ламповых усилителей того времени. Результатом такого подхода стал сравнительно высокий уровень шума, но это та минимальная цена, которую приходится платить за поразительную передачу нюансов и оркестровых тембров.
В качестве "довеска" к Концерту добавлена запись квартетного варианта Лирической сюиты, исполненной французским семейным квартетом Галимир. Записанный в 1936 г. для La Voix de Son Maître, он был высоко оценен критиками и награжден Grand Prix du Disque de l'Académie Charles-Cros. Квартет Галимир просуществовал недолго - ни один из его участников не сделал сольной карьеры. Первая скрипка, Феликс Галимир играл в нескольких камерных ансамблях и оркестрах, а с конца 50-х годов переключился на педагогическую деятельность. Его сестры преуспели не больше. Адриана вышла замуж за Луи Краснера, обратившего в свое время внимание квартета на музыку Берга, что оправдывает появление такого вот "семейного" берговского архивного диска.
Отдельно стоит поблагодарить всех, кто потрудился над реставрацией этих фонограм - первую часть этого подвига совершили в аналоговом формате в Packburn Electronics, США, завершение этих трудов взяли на себя специалисты Continuum Ltd., Австралия. Поражает тот факт, что столь значительного результата достигли не профи-звукачи, работающие с архивным звуком изо дня в день, а специалисты по ообработке информации, занявшиеся реставрацией фонограмм как новой для себя задачей.
На сегодня лейбл Testament, приобретя права на публикацию Концерта Берга и имея лицензионное соглашение c EMI (ей принадлежат права на запись Лирической сюиты), выпускает этот диск не в таком вот аляповатом виде, а в серийном дизайне лейбла без логотипа Continuum на обложке под тем же каталожным номером SBT 1004.

К сожалению, Концерт Берга да собственные оркестровки Немецких танцев Шуберта - это все, что уцелело для вечности от Веберна-дирижера. У меня Немецкие танцы есть и на виниле Columbia, и на компактах Sony с Булезом (в приложении).
Когда я слушаю, как деревянно дирижирует этими крохотными шедеврами Булез, у меня возникает одно желание: нажать кнопку Stop или Power... Но даже по этим двум сочинениям, продирижированным Веберном, видно, какого дирижера мы могли проморгать (да считай - проморгали).
Не любя 8-й симфонии Малера, я искренне жалею, что в Вене эпохи Веберна не было технических средств и желания зафиксировать ее исполнение. По оценкам современников (композиторы, музыканты, выдающиеся критики) то исполнение было феноменальным.
Естественно, собственные сочинения Веберна и шёнберговский хор Friede auf Erden были бы желанным пополнением к этой куцей дискографии.
Да чего там говорить... я бы с Веберном даже "Влтаву" Сметаны слушал в охотку, даже Свиридова - если бы Веберн вдруг продирижировал им...


Комментариев нет: