Аста Нильсен — первая в мире киноактриса. Не нужно путать с первой кинозвездой — ею считается Флоренс Лоуренс. Чтобы стать звездой, хватало двух вещей: красоты и регулярного мелькания на экране. Чтобы стать киноактрисой, да еще великой (а именно так называли Асту Нильсен!) нужно было ещё обладать ярким, несомненным драматическим талантом.
Аста Нильсен родилась 11 сентября 1883 года в Копенгагене в бедной семье. В тринадцать лет Аста решила стать актрисой, а через год пришла на испытание к своему будущему наставнику Петеру Йерндорфу.
Нильсен принесла в кино высокую театральную культуру. Она, пожалуй, первой из актеров кино поняла, что на экране важнее всего максимальная экономия жеста, мимики. Кто видел глаза Асты Нильсен, читал в них много больше того, что могла дать самая изощренная игра на сцене. По существу, это означало революцию в актерской технике. Прежде к актерам, выступавшим на экране, относились как к марионеткам.
Появление на экране Асты Нильсен нарушило много каноны того времени. Она была очень худой по тогдашним меркам. Сейчас Николь Кидман или Джулианна Мур воспринимаются естественно, а тогда это был вызов кинофактуре. У нее было очень выразительное лицо, но она не была классической красавицей. Оператор снимавший "Бездну", увидев в первый раз Асту, сказал: "у нее неподходящее для кино лицо, найдите другую актрису". Она первая стала использовать в качестве выразительных средств не гипертрофированные жесты, типа заламывания рук, а тончайшую мимику лица и тела — все то, что делает актрису великой. И, соответственно, впервые в фильмах с ее участием появились средне-крупные планы. По сути она была первой серьезной драматической актрисой экрана. Про Грету Гарбо, с которой она однажды снималась, как-то сказала: "среди актрис она была самой красивой, но не талантливой, нет". Аста не любила, когда её объясняли как играть, она говорила:"скажите мне только, когда входить (в кадр)". Наполнение роли — характер, жесты, движения — она придумывала сама.
Только с одной из её ролей приключилась забавная история. В фильме "Ангелочек" 28-летняя Нильсен играла девчонку-сорванца, которой отец покупает куклы, не замечая, что дочка напропалую флиртует с каждым встречным военным. Картина привела в ужас коллегию цензоров. Дело в том, что в одной из сцен Ангелочек поднималась по лестнице и из-под юбки на мгновение показывалась подвязка под её коленом. Это был стыд и срам! Сцену прокручивали вновь и вновь. Долго дебатировали вопрос: что это — просто невинный бантик или всё-таки крамольная подвязка, держащая чулок? Но поскольку сцена длилась секунду, ясности добиться не удалось. А тут новый скандал. К концу фильма выяснилось, что Ангелочку 18 лет и что она только изображает 14-летнюю девочку. И всё потому, что в их дом приехал богатый дядюшка, которому никак нельзя показать, что ребёнок куда старше, то есть появился на свет гораздо раньше венчания своих родителей. Это было уже слишком! Фильм запретили бесповоротно. И только шумиха в прессе помогла потом снять запрет.
Hamlet, 1920
Аста Нильсен — Гамлет
Эдуард фон Винтерштайн — Клавдий
Матильде Брандт — Гертруда
Ганс Юнкерманн — Полоний
Хайнц Штида — Горацио
Антон де Вердье — Лаэрт
Поль Конради — Призрак
Фриц Ахтерберг — Фортинбрас
Лили Якобсон — Офелия
В смутное военное время Гертруда объявляет всем, что родила мальчика, хотя на самом деле это была девочка. Девочка вырастает и оказывается, что это Аста Нильсен. У Асты Нильсен Гамлет – умная и нежная принцесса, по девчачьи чувствительная, по мальчишечьи раскованная. Она любит Горацио, своего однокашника по университету и соперничает с Офелией, также влюблённой в Горацио. В финале король Клавдий умирает во время пожара, а Гертруда убивает дочь в фехтовальном поединке и гибнет сама, выпив отравленное вино.
Аста Нильсен сама поставила и сыграла главную роль в этом фильме. Нильсен воспользовалась версией американского шекспироведа Эдварда Вейнингера (1847-1920), выпустившего в 1881 г. в США книгу: "Тайна Гамлета. Попытка решить старую проблему" и считавшего, что Гамлет — переодетая женщина. И не смотря на то, что фильм вышел в эпоху черно-белого кино, он цветной.
Ну, почти цветной. Точнее он цветной, но монохромный. Когда посмотрите — вы это сразу поймёте. Сцены в замке и сцены на улице, сцены ночью и днём отличаются по тону кадра.
Забавен практически последний кадр фильма — Гамлет(а) падает под шпагой матери, Горацио подскакивает к умирающему другу и разрывает на нём рубашку. И очень удивляется. Похоже, он единственный в датском королевстве ни о чём не догадывался.
Впрочем, это не первое и не единственное явление в истории кино, когда Гамлет вдруг поменял пол. Первой была экранизация одноимённого спектакля, где принца датского играла сама Сара Бернар, а афишу для неё создал Альфонс Муха. Фильм, а точнее драматический эпизод спектакля с дуэлью был создан в 1900 году (Велкиой Саре было тогда 56 лет).
Комментариев нет:
Отправить комментарий