Сияющий ХАОС / Зияющий ХАОС
S A P I E N T I S A T !
1~2: — «СМЕРТЬ — ЭТО ОНИ САМИ» (~ SAPIENTI SAT !)
2~3: — «САМА НЕ ЗНАЯ ПОЧЕМУ, ЛЮБИЛА РУССКУЮ ЗИМУ» (~ SAPIENTI SAT !)
1~4: — «ОТЦЕУБИЙСТВО & САМООСКОПЛЕНИЕ» (~ SAPIENTI SAT !)
2~5: — «СИЯЮЩИЙ ХАОС» (~ «СИЯНИЕ» ② + SAPIENTI SAT !)
к л и к а б е л ь н о !
3~6: — «ВЗБЕСИВШИЙ ИХ ВЛАГАЛИЩА» (~ SAPIENTI SAT !!!!!)
4~5: — «Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою»
(~ SAPIENTI SAT !)
5~6: — «СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ» (~ SAPIENTI SAT !!!!)
4~7: — «GOD ~ DOG» (~ SAPIENTI SAT !!)
5~8: — «ХАОС = ЗИЯНИЕ, ЗЕВОТА» (~ SAPIENTI SAT !)
6~9: — «ЕЩЁ СТРАШНЕЙ, ЕЩЁ ЧУДНЕЙ» (~ SAPIENTI SAT !)
7~8: — «ЗВЕРЬ АПОКАЛИПСИСА» (~ SAPIENTI SAT !)
8~9: — «Я ВАМ РУССКИМ ЯЗЫКОМ ГОВОРЮ» (~ SAPIENTI SAT !!!)
Мифос Матери Сырой Земли / Хаос
Представляется, что эта формула ближе к правде. Любовь к земле, мобилизация сил земного притяжения, представление о Земле как о высшей ценности, о Земле в фундаментальном онтологическом смысле, то есть как о всеобщем — всё это действительно присуще русским. На место земли мы можем поставить и «Софию» Владимира Соловьёва, Сергия Булгакова, Павла Флоренского, и «всеединство» того же Соловьёва, и «ноосферу» Вернадского, и «цельность» славянофилов (Хомяков, Киреевский), и «общее дело» Н. Фёдорова, и даже «магический коммунизм» (Н. Клюева и А. Платонова). Так, в числителе оказалось представление о чём-то целом, предшествующем различию, причём, вынесенное в ранг русской идеи.
Теперь у нас в знаменателе чистый хаос, а в числителе — миф о Земле. Это выглядит очень убедительно и корректно. Нет ничего более ценного и дорогого для русского человека, чем русская Земля. Не своя кровь, обратите внимание, а именно Земля, потому что русский — человек пространственный. Русский человек — это пространство, себя он мыслит как Землю, как отзвук Земли — как то, на что живая Земля смотрит (как мы видели у Гоголя).
Но поразмыслив над этим видом формулы, мы предложили ещё одну версию, которая понравилась нам более всего, и которая, как нам представляется, открывает прямой философский и социологический проход к русской антропологии. В этой формуле в знаменатель помещается зияющий хаос, а в числитель — сияющий хаос.
Вот это максимально рабочая формула. Она напрямую сопряжена с базовой структурой русской антропологии. На основании такой социологической конструкции можно корректно изучать русского человека — таким, как он есть, и таким, каким он является. Сочетание бытия и явления в одном и том же начале отсылает нас к Хайдеггеру и позволяет говорить о подходе вплотную к русской фундаменталь-онтологии.
В этой дроби мы видим напряженную диалектику огромного, всепоглощающего, тянущего внутрь зевания бездны и всемирного восстания столь же гигантской чаши хаоса, только на сей раз сияющего и испускающего лучи. Это одна и та же тьма, только в одном случае она выступает как тьма, а в другом случае — как свет.
Здесь можно вспомнить шумеро-аккадский миф о победе Мардука над Тиамат. Мардук, разрубив праматерь Тиамат, отождествлявшуюся с хаосом, разделил её на две части — на небо и землю. Небо — сияющий хаос, Земля — зияющий.
.................................................................
Можно назвать Русь «зияющей Русью» — простором, зияющим, как хаос. Хаос есть зияние, поэтому Русь не столько сияющая, сколько зияющая.
Отсюда и «Котлован» А. Платонова, который герои повести начинают рыть как фундамент будущего здания, но потом забывают о конечной цели, всё роют, роют, глубже и глубже, будучи не в состоянии остановиться. Они притягиваются стихией Земли, отвечают на её молчаливый зов, движутся к её сущности. На всём протяжении повести Платонова идёт только это исступленное сакральное рытьё. В этом — стремление докопаться до самых глубин Земли. Это весть о зияющей Руси, которая заключает в себе интуицию фундаментального живоносного, тёмного и светлого одновременно, бездонного и надежного родимого хаоса.
Из этой дроби вытекает, что русский есть место встречи двух бездн.
.................................................................
Самим своим существованием русский человек творит насмешку над модерном, разлагает модерн, высмеивает его, делает его бессмысленным и идиотичным. Русский человек, сколько его ни образовывай, сколько его европейской философии ни учи, обязательно придумает «учение о Софии» или дикую философию «Общего Дела». Начнёт русский человек строгой наукой заниматься, обязательно заявит, как Чижевский, что солнце влияет на политические события или, как Вернадский, придумает ноосферу — ту среду, в которой материя сольётся с духом. Одним словом, какую рациональную модель ему ни прививай, он спокойно со всем справится и всё переосмыслит на свой хаотически сияющий лад.
Если для общества археомодернистическая ситуация представляет собой болезнь, а это, безусловно, социальная болезнь, то для русского человека — это что мертвому припарка. Ему безразличен процесс модернизации. Для него он не вреден, хотя и не полезен. Он воспринимает «модернизацию» точно так же, как Петросяна. Появляется кто-то и делает заявление — сколько таких людей уже приходило и делало заявления, и все они уходили в Мать Сыру-Землю. Русский проецирует величие своего чувства Земли, дух Земли на всё, и на тему модернизации в том числе.
Дух Земли повеет и от очередной модернизации не остается ровным счётом ничего. Поговорить или написать о модернизации у нас, конечно, можно. Запросто. Если запишут, что у нас модернизация прошла, русский согласится: «Конечно, прошла, безусловно. Раз вы говорите, то, разумеется, прошла». «Очень глубоко она нас всех затронула», — добавит русский, и сплюнет.
Идея того, что археомодерн есть социологическое заболевание, верна. Но человека, русского человека это затронуть не может по определению, поскольку русский — это место столкновения бездн. Если бездны будут зависеть от тех, кто их пытается организовать, привести в порядок, провести железные дороги, заставить платить налоги, то тогда это не бездны, а какая-то чепуха. Бездна есть бездна, и это серьёзно.
Хаос может поглотить всё. Его действие можно уподобить породе муравьёв-тамбоча. Был случай, когда мириады муравьёв-тамбоча за ночь пожрали фундамент завода, который американцы начали строить на Амазонке для производства древесины. Инженеры заложили мощные бетонные сооружения, но случайно потревожили муравьёв-тамбоча, которые позвали своих родственников, и за ночь всё было съедено. Инженеры не учли, что муравьи-тамбоча питаются бетоном. В результате вместо завода остались лишь несметные полчища довольных обожравшихся муравьёв. И больше ничего. Если муравьи-тамбоча способны съесть за ночь американскую конструкцию (не всю, конечно, а только её фундамент), и это уже немало, то, что же может тогда сотворить сочетание зияющей и сияющей бездн в русском человеке?
Видимо, мы археомодерн терпим потому, что он нам, действительно, смешон, а не потому, что чувствуем в нём угрозу. Если бы мы чувствовали в петровской или советской модернизации реальную угрозу для русского человека, естественно, мы бы с этим не стали иметь никакого дела. Но это то, что проходит мимо нас.
Александр ДУГИН, «Социология Русского Общества»
Комментариев нет:
Отправить комментарий