6 апреля 1520 — умер Рафаэль Санти, выдающийся итальянский художник и архитектор эпохи Высокого Возрождения (р. 1483).
6 апреля 1528 — умер Альбрехт Дюрер, немецкий живописец и график (р. 1471).
В и к и п е д и я
6 апреля 1528 — умер Альбрехт Дюрер, немецкий живописец и график (р. 1471).
В и к и п е д и я
1~2: — «СОБОР СВ. ПЕТРА» (~ «PETRUS = КАМЕНЬ, EISEN STEIN = ЖЕЛЕЗНЫЙ КАМЕНЬ» + SAPIENTI SAT !)
2~3: — «АФИНСКАЯ ШКОЛА: ПЛАТОН = ЛЕОНАРДО & ГЕРАКЛИТ = МИКЕЛЬАНЖЕЛО»
(~ «ЧЕЛОВЕК ПЛАТОША = “ДВУНОГОЕ БЕЗ ПЕРЬЕВ”» ③ !)
13. Гераклит Эфесский (Микеланджело) & 14. Платон (Леонардо да Винчи)
к л и к а б е л ь н ы ! ! ! ! !
1~4: — «РЕЧЕ БЕЗУМЕЦ В СЕРДЦЕ СВОЕМ: “НЕСТЬ БОГ”» (~ SAPIENTI SAT !)
Монтажная фраза «Боги» из кинофильма Эйзенштейна «Октябрь»
2~5: — «АВТОПОРТРЕТ» (~ SAPIENTI SAT + СМ. ЭПИГРАФ !)
3~6: — «“ПЛАТОНОВЫ ТЕЛА” ~ “4 СТИХИИ” ~ “4 ТЕМПЕРАМЕНТА”» (~ SAPIENTI SAT !)
Магия чисел в средиземноморской цивилизации привела к учению о четырёх темпераментах, в то время как на Востоке развивалась пятикомпонентная «система мира».
Слово «темперамент» (от лат. temperans, «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввёл врач античности Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):
Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным (элемент «вода») — флегматиком.
Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека истеричным и хамовитым, «горячим» (элемент «огонь») — холериком.
Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым (элемент «воздух») — сангвиником.
Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым (элемент «земля») — меланхоликом.
Слово «темперамент» (от лат. temperans, «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввёл врач античности Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):
Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным (элемент «вода») — флегматиком.
Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека истеричным и хамовитым, «горячим» (элемент «огонь») — холериком.
Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым (элемент «воздух») — сангвиником.
Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым (элемент «земля») — меланхоликом.
4~5: — «ХРИСТОС & ХРИСТИАНИН» (~ SAPIENTI SAT !)
Дюрер одним из первых среди европейских живописцев начал изображать самого себя. Свой первый автопортрет он выполнил в тринадцать лет. С тех пор мастер не раз представлял себя то изнурённым работой подмастерьем (1491-1492 гг.), то молчаливым серьёзным юношей (1493 г.), то нарядным кавалером, баловнем судьбы (1498 г.). Однако автопортрет Дюрера, написанный в 1500 г., считается самым лучшим. Дюрер всегда предельно откровенен со зрителем, но в этом полотне ему хотелось поведать о себе самое главное. Мастер начал с того, что отказался от излюбленного им трёхчетвертного поворота фигуры и изобразил себя в фас. Зритель сразу встречается с ним взглядом. Спокойно молодое ясное лицо Дюрера, спокойны широко раскрытые серые глаза; внутреннее волнение выдаёт лишь жест красивой руки с длинными пальцами, нервно теребящей меховую оторочку одежды. Современного зрителя поражает то, что Дюрер осмелился придать своему автопортрету столь явное сходство с изображениями Христа. Современники Дюрера воспринимали всё намного проще: для североевропейца эпохи Возрождения Христос — новый идеал человека, и каждый христианин может не только уподобиться Христу, но и обязан стремиться к этому. В немецком языке и сейчас слово «Christ означает и «Христос», и «христианин». Таким образом, Дюрер просто изобразил себя христианином. На чёрном поле автопортрета он вывел золотом две надписи: слева поставил дату и свою подпись-монограмму, а справа, симметрично им, написал: «Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками». А рядом повторил год (1500), в котором многие его современники ожидали «скончания времён», а он решил написать автопортрет — свое завещание вечности.
5~6: — «(ГРАВЮРА ДЮРЕРА) “МЕЛАНХОЛИЯ”» (~ SAPIENTI SAT !)
4~7: — «ПОЧТАЙ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЬ, ДА БУДЕШЬ БЛАГОСЛОВЕН НА ЗЕМЛЕ И ДОЛГОЛЕТЕН»
(~ SAPIENTI SAT + СМ. ФИЛЬМ НИЖЕ !)
5~8: — «“ЧЕТЫРЕ ВСАДНИКА АПОКАЛИПСИСА” в фильме ТАРКОВСКОГО “ИВАНОВО ДЕТСТВО”»
(~ СМ. ФИЛЬМ НИЖЕ !)
6~9: — «ТЕТРАЛОГИЯ (“КОЛЬЦО НИБЕЛУНГА”)» (~ SAPIENTI SAT !)
7~8: — «“ДЕТИ” ЭЙЗЕНШТЕЙНА» (~ SAPIENTI SAT !)
8~9: — «(ТОТАЛЬНЫЙ) “ВАГНЕРИЗМ” ФИЛЬМА “ИВАН ГРОЗНЫЙ”» ! ! ! (~ SAPIENTI SAT !)
С точки зрения художественной фактуры фильм предстаёт как синтез различных искусств — драма, фреска, архитектура и чуть ли не опера. Эйзенштейн, по сути, впервые в истории мирового кино стал на практике разрабатывать идею о синтезе искусств в кинематографе. А в фильме «Иван Грозный» он сумел воплотить эту концепцию наиболее полно. Визуальная концепция фильма представляет собой многоуровневый театр — оперный, драматический, театр марионеток и театр теней. Сами актёры играют театрально, на контрастах, с длительными паузами между выразительными репликами. Но, пожалуй, основную смысловую нагрузку принимают на себя мимика, жесты, взгляды. Всё это создаёт особую, магическую экспрессию.
к л и к а б е л ь н ы !
Комментариев нет:
Отправить комментарий