АКТОВЫЙ ЗАЛ Львовской политехники украшен 11-ю большими картинами в масле, которые Матейко создал во Львове в малых композиционных эскизах по заказу Министерства Просвещения и которые исполнены в больших размерах мастерами Краковской художественной школы под наблюдением самого автора. Он представил в 11 картинах то философское развитие мысли и науки как основы духовного и технического прогресса, который может привести человечество к счастью на Земле или позорной гибели.
Объяснения к картинам Яна Матейко «Триумф прогресса»
(М. Гошковский, Краков, 1895 г., перевод с польского)
(М. Гошковский, Краков, 1895 г., перевод с польского)
СВЯТАЯ ТРОИЦА. Если наука, или воо6ще знание, как проявление духовных сил человека, нигде не имеют на Земле видимого очага, источника силы и поддержки, то, согласно понятиям христианства, они находят себе источник в Святой Троице, которая, как сказал Данте, является эманацией, из которой всё вытекает.
В треугольнике, представленном на картине, изображен Бог-отец, Бог-сын (держащий терновый венец как символ мук и труда, составляющих смысл жизни человека), и Дух Святой как источник необходимого вдохновения для приобретения знаний и овладения наукой. Дух Святой представлен в виде юноши.
У него зажжённый факел во лбу как символ вдохновения, способности мыслить осознанно и добывать знания. Он посылает людям в виде ангельских головок семь лучей познания, пронизывающих Вселенную и вдохновляющих человеческий разум. Фон картины усеян звёздами и планетами.
В треугольнике, представленном на картине, изображен Бог-отец, Бог-сын (держащий терновый венец как символ мук и труда, составляющих смысл жизни человека), и Дух Святой как источник необходимого вдохновения для приобретения знаний и овладения наукой. Дух Святой представлен в виде юноши.
У него зажжённый факел во лбу как символ вдохновения, способности мыслить осознанно и добывать знания. Он посылает людям в виде ангельских головок семь лучей познания, пронизывающих Вселенную и вдохновляющих человеческий разум. Фон картины усеян звёздами и планетами.
ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ. Человеческий гений изображен как властелин Земли, которою он овладел могуществом своего творческого духа. Он держит Землю в равновесии силой своих рук и духа, преобразуя её своим разумом и творчеством. Это – эпоха труда человечества с целью овладения знаниями, овладения тайнами природы, которые в каждом веке вставали вперед ним. Гению помогает Любовь и Надежда, как главные стимулы творческого труда.
Надежда даже касается его своей рукой. Вера печально держится поодаль, как духовное качество, которое приобретается работой собственного духа. Хотя она грустна, так как ей часто изменяют, однако она всегда готова прильнуть и утешить. Человеческий гений встречает (с левой стороны картины) семь сил зла, мешающих благородному труду человека; искушающих его, смущающих человеческий разум семью основными грехами. В их числе: Гордость, шепчущая, что лишь личная заслуга приводит к великим научным достижениям, Неряшливость, Лень; вдали Гнев; Жадность, Ненасытность; а впереди всегда мерзкая, хотя и щедро украшенная, Зависть, истинное лицо которой отражается в зеркале.
Надежда даже касается его своей рукой. Вера печально держится поодаль, как духовное качество, которое приобретается работой собственного духа. Хотя она грустна, так как ей часто изменяют, однако она всегда готова прильнуть и утешить. Человеческий гений встречает (с левой стороны картины) семь сил зла, мешающих благородному труду человека; искушающих его, смущающих человеческий разум семью основными грехами. В их числе: Гордость, шепчущая, что лишь личная заслуга приводит к великим научным достижениям, Неряшливость, Лень; вдали Гнев; Жадность, Ненасытность; а впереди всегда мерзкая, хотя и щедро украшенная, Зависть, истинное лицо которой отражается в зеркале.
БОЖЕСТВЕННОЕ ВДОХНОВЕНИЕ. Картина символизирует человеческий труд, стремление к познанию тайн природы ещё в праисторические эпохи.
На берегу необозримого океана сидит уже зрелый человек, задумавшийся над тайнами природы. Он погружен в размышления над черепом допотопного мамонта, остатками древней человеческой культуры, высеченным в скале каким-то индийским храмом, египетской мумией, пеликаном, напоминающим халдею, и другими древностями. Это – эпоха язычников.
Человеческий ум, наблюдая явления природы, стремится познать в них сверхъестественную силу какого-то божества и поэтому представленный на картине человек, смотрящий в книгу науки, видит свет, идущий сверху от ангела, несущего зажженный факел и Книгу откровения, в которой указана трудно осознаваемая человеческим разумом священная истина:
"В начале было слово, а слово было у Бога, и слово было – Бог".
На берегу необозримого океана сидит уже зрелый человек, задумавшийся над тайнами природы. Он погружен в размышления над черепом допотопного мамонта, остатками древней человеческой культуры, высеченным в скале каким-то индийским храмом, египетской мумией, пеликаном, напоминающим халдею, и другими древностями. Это – эпоха язычников.
Человеческий ум, наблюдая явления природы, стремится познать в них сверхъестественную силу какого-то божества и поэтому представленный на картине человек, смотрящий в книгу науки, видит свет, идущий сверху от ангела, несущего зажженный факел и Книгу откровения, в которой указана трудно осознаваемая человеческим разумом священная истина:
"В начале было слово, а слово было у Бога, и слово было – Бог".
ПОРОКИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Здесь показано господство отрицательных сторон познаний человека: человечество находится под влиянием страстей, которые руководят им. Затемнены высшие истины и высокие цели науки, человеческие инстинкты направлены ко злу.
Картина изображает мостовые большого города с театрами и дворцами, освещенными электричеством. С одной стороны, все стремления в науке направлены только на приобретение богатства (золота), с другой стороны, обнищавшее общество полно нужды и отчаяния. Это – "мир денежной биржи". Плоды такого мира изображены в виде человека на коленях с мешком денег; на его спине расположилось богатство в виде женщины с золотым Тельцом в руке. Все стремятся к нему – один, голодный, оборванный, просит помощи, сострадания. Другой грозит ей; третий, защищая своего ребенка, хвастается за нож; какая-то женщина топит своего ребенка.
Картина изображает мостовые большого города с театрами и дворцами, освещенными электричеством. С одной стороны, все стремления в науке направлены только на приобретение богатства (золота), с другой стороны, обнищавшее общество полно нужды и отчаяния. Это – "мир денежной биржи". Плоды такого мира изображены в виде человека на коленях с мешком денег; на его спине расположилось богатство в виде женщины с золотым Тельцом в руке. Все стремятся к нему – один, голодный, оборванный, просит помощи, сострадания. Другой грозит ей; третий, защищая своего ребенка, хвастается за нож; какая-то женщина топит своего ребенка.
ТРИУМФ САТАНЫ. На картине представлен триумф зла, который является следствием использования человеческих знаний для личных целей.
Огромная фигура дьявола господствует над миром. Он топчет самоубийцу, который перед этим убил своих детей. Дьявол стоит одной ногой на голове самоубийцы, указывая на затмение Солнца как на признак духовного упадка и затмение разума. Он, кажется, говорит такие слова:
"Это – дело моих рук". Вдали – пожар, грабеж, убийство, крик воронов, зима.
Однако это мнимый триумф зла. Обезумевшая мать, опираясь на разрушенный алтарь домашнего очага, прощупывает пульс еще не скончавшегося ребенка, она жалеет его, а это означает, что триумф зла в истории человечества – временный, преходящий.
Огромная фигура дьявола господствует над миром. Он топчет самоубийцу, который перед этим убил своих детей. Дьявол стоит одной ногой на голове самоубийцы, указывая на затмение Солнца как на признак духовного упадка и затмение разума. Он, кажется, говорит такие слова:
"Это – дело моих рук". Вдали – пожар, грабеж, убийство, крик воронов, зима.
Однако это мнимый триумф зла. Обезумевшая мать, опираясь на разрушенный алтарь домашнего очага, прощупывает пульс еще не скончавшегося ребенка, она жалеет его, а это означает, что триумф зла в истории человечества – временный, преходящий.
БОГОРОДИЦА УТЕШАЕТ ВЕРУЮЩИХ. Слабый луч материнского чувства, изображённый в предыдущей картине, со временем усиливается, переходя в полное возрождение человеческого рода, прежде всего через женщину. Домашний очаг, мать – это источник высокой личной и общественной морали, ведущей к познанию истины.
Дева Мария сидит на скамье милосердия, вокруг которой толпятся хорошие и плохие, виновные и несчастные, прося ее убежища и защиты; это триумф любви в деяниях человеческих. Венец Христа, поддерживаемый ангелами, светит на небе как символ человеческой судьбы.
Даже сам Сатана, которого люди считают тенью зла, склонил свою голову под ноги Богородицы.
Дева Мария сидит на скамье милосердия, вокруг которой толпятся хорошие и плохие, виновные и несчастные, прося ее убежища и защиты; это триумф любви в деяниях человеческих. Венец Христа, поддерживаемый ангелами, светит на небе как символ человеческой судьбы.
Даже сам Сатана, которого люди считают тенью зла, склонил свою голову под ноги Богородицы.
ПОЭЗИЯ, МУЗЫКА И ИСТОРИЯ. Возрождение милосердия, добропорядочности, любви и других благородных качеств способствует развитию наук и искусства. На полотне изображены Поэзия, Музыка и История как проявление человеческого духа, возникшее в высших вдохновениях. На берегу лазурного моря, около скал и видимого вдали острова, из которого вырывается вулканическое пламя, у пенящейся морской волны изображена крылатая и воодушевленная Поэзия, в которую всматривается Музыка, касающаяся арфы с вырезанной головой херувима и клювом лебедя – символами пения, чистоты, небесного дара. Около арфы цветы и зелень. Поэзия указывает своей рукой на небо как источник высшего вдохновения. Из-под скалы вытекает ручей, за течением которого наблюдает История (рядом Сова – символом мудрости). История что-то записывает в книгу жизни.
СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ И АРХИТЕКТУРА. Картина символизирует дальнейшее развитие искусства. Посредине полотна виден куст, из стебля которого вырастают цветы лилии (слева), розы (в центре) и рододендрона (справа) – символы Скульптуры, Живописи и Архитектуры соответственно. Куст, хотя и полон колючек, но его обнимает Человеческий Гений. Он, влюблённый в искусство, любящий красоту, лелеет эти аллегорические цветы, которые в образе юных девушек сплели свои руки в порыве единения. Вокруг центральной группы – воплощение названных искусств: радуга, символизирующая палитру художника, слева – незавершенная скульптура, внизу справа – античная капитель. Человеческому Гению орел несет в награду лавровый венок.
ИЗОБРЕТЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ. С развитием естествознания человек добивается успехов в прикладных науках и технике. Человеческий разум изучает силы природы во благо себе. Об этом свидетельствуют фигуры земледельцев слева, силуэты работающих фабрик справа, пароход на реке.
Центральные образы картины символизируют изобретение паровой машины и развитие железнодорожного транспорта. Женщина – это вода, мужчина – огонь. Борьба и сближение этих стихий порождают пар – подвижное и стремительное дитя, летящее подобно стреле и мчащее по колее тележку. Он становится движущей силой научно-технического прогресса в конце XIX ст.
Центральные образы картины символизируют изобретение паровой машины и развитие железнодорожного транспорта. Женщина – это вода, мужчина – огонь. Борьба и сближение этих стихий порождают пар – подвижное и стремительное дитя, летящее подобно стреле и мчащее по колее тележку. Он становится движущей силой научно-технического прогресса в конце XIX ст.
ИЗОБРЕТЕНИЕ ТЕЛЕГРАФА. Расширение источников энергии, открытие электричества всё более повышает техническое вооружение человека, даёт возможность покорить пространство и время, сблизить континенты.
Эта картина символизирует прокладку первого трансатлантического телеграфного кабеля между Европой и Америкой.
Справа на полотне – фигура женщины, которая олицетворяет Старый Свет – Европу и стоит на быке (это Зевс в его образе из античной мифологии). Фигура слева – Америка (её символ стремительный дельфин в пенящихся волнах океана). Их рукопожатие пронзает электрическая молния, мгновенно соединяющая далёкие континенты в противоположность кораблю Колумба, медленно и тяжело преодолевающему океанский простор среди молний и штормов.
Эта картина символизирует прокладку первого трансатлантического телеграфного кабеля между Европой и Америкой.
Справа на полотне – фигура женщины, которая олицетворяет Старый Свет – Европу и стоит на быке (это Зевс в его образе из античной мифологии). Фигура слева – Америка (её символ стремительный дельфин в пенящихся волнах океана). Их рукопожатие пронзает электрическая молния, мгновенно соединяющая далёкие континенты в противоположность кораблю Колумба, медленно и тяжело преодолевающему океанский простор среди молний и штормов.
СУЭЦКИЙ КАНАЛ. Человеческий разум и воля, научно-техническая мысль могут изменить облик планеты.
На полотне изображено соединение Египта с Азией путём прокладки Суэцкого канала.
Фигура справа – это Азия, слева Египет. Пожатие рук символизирует общность интересов, развитие международных связей, единение рас и континентов. Левее коварный и злой крокодил под натиском волн Суэцкого канала убегает в пустыню – силы благородного разума и творческого труда человека побеждают. И как знак этой победы на востоке восходит солнце...
На полотне изображено соединение Египта с Азией путём прокладки Суэцкого канала.
Фигура справа – это Азия, слева Египет. Пожатие рук символизирует общность интересов, развитие международных связей, единение рас и континентов. Левее коварный и злой крокодил под натиском волн Суэцкого канала убегает в пустыню – силы благородного разума и творческого труда человека побеждают. И как знак этой победы на востоке восходит солнце...
Комментариев нет:
Отправить комментарий