понедельник, 28 мая 2012 г.

КРОССЕНС №63:  —  Н о с   К л е о п а т р ы .


Будь нос Клеопатры чуть покороче, облик Земли стал бы иным.

(Паскаль Блез, «Мысли»)



1~2: — К л е о п а т р а   (роль М. Тереховой в спектакле театра им. Моссовета)


2~3: — Л е о н а р д о   (~ Фильм "Зеркало" Андрея Тарковского)

Вот что сказал сам Тарковский о том, почему он ввел в кинофильм этот портрет: «Образы, создаваемые Леонардо, всегда поражают двумя особенностями. Во-первых, удивительной способностью художника рассмотреть объект извне, снаружи, со стороны — как бы надмирностью взгляда, свойственной художникам такого уровня, как Бах, Толстой. А во-вторых, свойством восприниматься в двоякопротивоположном смысле одновременно. Кажется невозможным описать впечатление, какое этот портрет Леонардо на нас производит. Невозможным оказывается даже определенно сказать, нравится нам эта женщина или нет, симпатична она или неприятна. Она и привлекает, и отталкивает. В ней есть что-то невыразимо-прекрасное и одновременно отталкивающее, точно дьявольское. Но дьявольское — отнюдь не в притягательно-романтическом смысле. Просто — лежащее по ту сторону добра и зла. Это обаяние с отрицательным знаком. В нашем восприятии — при рассматривании портрета — возникает некая тревожная пульсация, непрерывная и почти неуловимая смена эмоций — от восторга до брезгливого неприятия. Немножко рыхловатое лицо, чересчур широко расставленные глаза... В нем есть даже что-то дегенеративное и... прекрасное. В "Зеркале" этот портрет нам понадобился для того, чтобы, с одной стороны, найти меру вечного в протекающих перед нами мгновениях, а с другой стороны, чтобы сопоставить этот портрет с героиней, подчеркнуть как в ней, так и в актрисе М. Тереховой эту же самую способность быть обаятельной и отталкивающей одновременно...»


1~4: — «Будь нос Клеопатры чуть покороче, облик Земли стал бы иным.» (Паскаль Блез, «Мысли»)

2~5: — "Четыре стихотворения капитана Лебядкина (из романа Ф. М. Достоевского «Бесы»)"
для баса и фортепиано, соч. 146 (Шостакович, 1974)
(~ Лебядкина-Терехова в фильме "Зеркало" Андрея Тарковского, 1975)


3~6: — л е б е д ь   (~ "лебедь Леды" & "пезарский лебедь" =)Россини

4~5: — н о с   ("нос Гоголя" & опера Шостаковича)

5~6: — прямые цитаты из Россини и Вагнера в последней симфонии Шостаковича

4~7: — п т и ц а - т р о й к а   (~ п т и ц а  в  "Мёртвых душах" )

1) ГОГОЛЬ — автор "Мёртвых душ", ПЕТУХ — персонаж "поэмы".

2) ГОГОЛЬ — птица, ПЕТУХ — тоже птица.

5~8: — Гоголь, Лесков и Достоевский   (~ оперы Шостаковича)

«Веду своё от Гоголя, Достоевского, Лескова.
Чудесное — от Гоголя,
боль — от Достоевского,
чудное и праведное — от Лескова».

(Алексей Ремизов, "самый  р у с с к и й  из  всех  русских  писателей")

6~9: — Россини никак не дождётя финала тетралогии Вагнера   
(~ "часы-куб" на картинке ⑨)


7~8: — п т и ц а   (~ Ремизов = ремез)

8~9: — ч а с ы   (~ "Часы" — роман Алексея Ремизова)


Комментариев нет: