1~2: — а л л е г о р и я
2~3: — н а ш п а о в о з , в п е р ё д л е т и !
(~ "летящий паровоз" в фильме Рязанова "Небеса обетованные")
1~4: — квартет Шуберта "Девушка и смерть"
2~5: — о г о н ь + в о д а = п а р
3~6: — н е б е с а (~ летящая надпись на гравюре Дюрера)
4~5: — п о д з е м н ы е в о д ы (~ вода = женщина)
5~6: — п я т ы й э л е м е н т (= н е б е с н ы й додекаэдр!)
Теорию четырёх стихий первым начал разрабатывать Эмпедокл, который считал, что элементы материальны и наделены свойствами филии (любви) и фобии (вражды); эти две противоположности, присущие всем телам, и приводят материю в движение. Позднее концепция четырёх стихий развивалась такими выдающимися философами, как Платон и Аристотель
По Платону, элементы, являющиеся различными проявлением первичной материи, способны к взаимопревращениям. Платон привлекал геометрию многогранников для объяснения таких свойств материи, как твёрдость, плавкость, воздухообразность, огнеобразность. При этом земле ставился в соответствие куб, воде — икосаэдр, воздуху — октаэдр, огню — тетраэдр. Пятому возможному правильному многограннику — додекаэдру, по мнению Платона, соответствовал пятый элемент, который Бог-Творец использовал, чтобы создать небесные тела.
По Платону, элементы, являющиеся различными проявлением первичной материи, способны к взаимопревращениям. Платон привлекал геометрию многогранников для объяснения таких свойств материи, как твёрдость, плавкость, воздухообразность, огнеобразность. При этом земле ставился в соответствие куб, воде — икосаэдр, воздуху — октаэдр, огню — тетраэдр. Пятому возможному правильному многограннику — додекаэдру, по мнению Платона, соответствовал пятый элемент, который Бог-Творец использовал, чтобы создать небесные тела.
4~7: — 1) О ф е л и я (~ О ф а из 2-й части фильма Киры Муратовой "Три истории");
2) "Девочка и смерть" (~ название 3-й части фильма Киры Муратовой "Три истории");
3) е щ ё р а з п р о л ю б о в ь
5~8: — «Тимей» (диалог Платона)
NB: — Правильные многогранники характерны для философии Платона, в честь которого и получили название «платоновы тела». Платон писал о них в своём трактате Тимей (360г до н. э.), где сопоставил каждую из четырёх стихий (землю, воздух, воду и огонь) определённому правильному многограннику. Земля сопоставлялась кубу, воздух — октаэдру, вода — икосаэдру, а огонь — тетраэдру. Для возникновения данных ассоциаций были следующие причины: жар огня ощущается чётко и остро (как маленькие тетраэдры); воздух состоит из октаэдров: его мельчайшие компоненты настолько гладкие, что их с трудом можно почувствовать; вода выливается, если её взять в руку, как будто она сделана из множества маленьких шариков (к которым ближе всего икосаэдры); в противоположность воде, совершенно непохожие на шар кубики составляют землю, что служит причиной тому, что земля рассыпается в руках, в противоположность плавному току воды. По поводу пятого элемента, додекаэдра, Платон сделал смутное замечание: «…его бог определил для Вселенной и прибегнул к нему в качестве образца». Аристотель добавил пятый элемент — эфир и постулировал, что небеса сделаны из этого элемента, но он не сопоставлял его платоновскому пятому элементу. — ВикипедиЯ)
6~9: — п о х м е л ь е (= "последствия симпозиона" + "меланхолия")
7~8: — Рафаэль
8~9: — "Пир" (др.-греч. Συμπόσιον) — диалог Платона, посвящённый проблеме любви
(~ "последствия симпозиона" на картинке ⑨)
Матейко (Matejko) Ян-Алоизий — «Рождение железной дороги»
На аллегорической картине "Рождение железной дороги" изображена повозка, которую тянет по рельсам пухлощекий карапуз. На тележке — его родители: смуглый бородатый мачо страстно обнимает вырывающуюся у него из рук рыжеволосую молодицу.
Мужчина символизирует огонь, женщина — воду, младенец — рожденный от борьбы и сближения стихий пар. Все вместе — это рождение паровоза, движущегося по рельсам прогресса, это развитие железнодорожного транспорта.
Картина написана в 80-х гг. позапрошлого столетия выдающимся польским художником Матейко (Matejko) Ян-Алоизий (24.06.1838 — 1.11.1893) и сегодня в числе одиннадцати картин цикла "Триумф прогресса" находится в актовом зале Украинского национального университета "Львiвська полiтехнiка".
Мужчина символизирует огонь, женщина — воду, младенец — рожденный от борьбы и сближения стихий пар. Все вместе — это рождение паровоза, движущегося по рельсам прогресса, это развитие железнодорожного транспорта.
Картина написана в 80-х гг. позапрошлого столетия выдающимся польским художником Матейко (Matejko) Ян-Алоизий (24.06.1838 — 1.11.1893) и сегодня в числе одиннадцати картин цикла "Триумф прогресса" находится в актовом зале Украинского национального университета "Львiвська полiтехнiка".
Комментариев нет:
Отправить комментарий