четверг, 30 мая 2013 г.

ЧЕТВЕРГ:  —  Жизнь в режиме «О Т Н Ы Н Е»:  Carlos Kleiber.

НОРМАН ЛЕБРЕХТ №61: — П я т а я   с и м ф о н и я   Бетховена
(Венский филармонический оркестр & Карлос  Клайбер, 1974) + Berg's «Wozzeck» & The Originals Collection - 2009.


A U D I O  —  О Т Н Ы Н Е:

Четверг: — Вагнер и «похотливая итальянщига».




61. Beethoven: Fifth Symphony (Vienna Philharmonic Orchestra & Carlos Kleiber)
[DG: Vienna (Musikvereinsaal), March-April 1974]

«Судьба стучится в дверь» — Пятая Бетховена стала символом свободы и сопротивления непосредственно со дня ее завершения. Это первая из когда-либо записанных целиком — Артуром Никишем и Берлинским филармоническим в ноябре 1913-го — симфоний и одна из наиболее часто исполняемых. Имея более 100 записей, характер которых меняется от напыщенного до анорексичного, глупо говорить о каком-то отдельном исполнении, как об определяющем, однако эту запись считает эпохальной большинство дирижеров.

Карлос Клайбер был законом в себе, он работал только, когда (как он это называл) пустел его холодильник, и нередко просто не появлялся на рабочем месте из-за каких-то мелких разногласий. Вечно пребывавший в тени своего властного отца, Эриха Клайбера, руководившего в 1920-х Берлинской государственной оперой, Карлос ограничивался отцовским репертуаром, стараясь превзойти хладнокровного Эриха в лучших его проявлениях.

В 1952-м Эрих Клайбер и амстердамский «Консертгебау» сделали для «Decca» прославленную ее выверенностью запись Пятой Бетховена, справившись со сложной вступительной триолью с таким мастерством, что какая-либо иная фразировка стала казаться невозможной.


Карлос задался целью превзойти это исполнение. Его триоль демонстративно быстрее — на шесть единиц метронома, — его ферматы куда более гибки. Все исполнение пронизано предчувствием дурного, оно отзывается безымянным ужасом и маниакальной необузданностью. Медленная часть мягка и нежна, хоть и остается по-прежнему напряженной, а какую-то возможность надежды Клайбер допускает только в финале. Венский филармонический, вырванный дирижером из привычной и безопасной исполнительской рутины, с неистовством следует за ним, точно войско, идущее на битву, исход которой остается неопределенным до самого конца.

Сеансы записи растянулись на два месяца — в это время Клайбер изучал в Вене «Тристана и Изольду». Настроение на репетициях постоянно менялось от гневного разочарования, до персональной участливости; Клайбер подталкивал оркестрантов к границам их возможностей и умиротворял ласковыми улыбками и разговорами за чашечкой кофе. Под конец, они готовы были отдать ему последнюю рубашку. Результатом стала повсеместно почитаемая запись, и затмившая то, что сделал отец дирижера, и оказавшаяся уникальной даже для поразительно одаренного сына.

Норман Лебрехт, «Маэстро, шедевры и безумие»

Beethoven — Symphonien Nos. 5 & 7:

Schubert — Symphonien Nos. 3 & 8:

Weber — Der Freischuetz:

Verdi — La Traviata:

Brahms — Symphonie No. 4:

J. Strauss — Die Fledermaus:

Wagner — Tristan und Isolde (1982):



Berg — Wozzeck:

Комментариев нет: