пятница, 19 февраля 2016 г.

КРЕСТОСМЫСЛ  № 880:  —  «OPUS  POST  &  ОПУС  НАСТ».

( ежедневное  самораскрытие  “человека  греха” )


В о л о д е   Ч и н а е в у

Взаимоотношения сознания с окружающей действительностью, складывающиеся внутри зоны opus prenatum, составляют полную противоположность подобным взаимоотношениям, складывающимся внутри зоны opus posthumum. Если внутри зоны opus posthumum сознание воспринимает еще существующую окружающую действительность как уже не существующую, то внутри зоны opus prenatum уже не существующая окружающая действительность воспринимается сознанием как еще не родившаяся, но явно обозначившая свое рождение новая действительность. Это и есть выход, это и есть то пространство, в котором проступает возможность начала — начала некоего непредставимого нового. Вот почему нельзя говорить о конце самом по себе. Сама мысль о конце практически немыслима и абсурдна вне мысли о начале. Конец и начало представляют собой нерасторжимое диалектическое и алхимическое единство, в котором одно постоянно перетекает в другое и наоборот. И правда: где кончается конец и начинается начало? Где пролегает граница, отделяющая конец от начала? При ближайшем рассмотрении говорить о такой границе становится крайне проблематично. Скорее всего, говорить здесь можно о двух буферных зонах, в пространстве которых конец и начало взаимопроникают друг в друга, и этими буферными зонами являются зона opus posthumum и зона opus prenatum, связанные друг с другом неким алхимическим взаимодействием.

Но, с другой стороны, в этом алхимическом взаимодействии, в этом непрерывном перерождении одного в другое вполне возможно возникновение неких критических точек, указав на которые мы можем сказать: «Это конец» — или: «Это начало», — и наличие этих точек крайне полезно и даже крайне спасительно для нас, ибо, не будь их, мы, наверное, думали бы, что на свете вообще ничего не происходит и уж наверняка никогда не догадались бы о существовании алхимического потока перерождений, замедленное течение которого воспринять нашим сознанием так же трудно, как трудно уловить вниманием перемещение часовой стрелки. В нашей жизни эти точки выполняют роль сигналов, посылаемых нам для того, чтобы мы постоянно помнили о конце, о начале и об их неразрывной связи. Одним из таких сигналов, безусловно, явилась недавняя шумиха, связанная с календарем древних майя, и хотя для большинства эта шумиха так и осталась всего лишь шумихой, я отношусь к ней тем более серьезно, чем более несостоятельной она оказалась на поверку. Во всяком случае я точно знаю, что в моей жизни дата 21 декабря 2012 года знаменует окончание времени зоны opus posthumum и начало времени зоны opus prenatum.

Владимир  Мартынов


к л и к а б е л ь н ы !





S A P I E N T I    S A T !

1~2: — «КОНЕЦ СВЕТА»  (~ SAPIENTI  SAT !)

2~3: — «НАЧАЛО ТЬМЫ»  (~ SAPIENTI  SAT !)

1~4: — «В О З Р О Ж Д Е Н И Е»  (~ SAPIENTI  SAT !)

2~5: — «ПРИГЛАШЕНИЕ К СОИТИЮ (≈ К ТАНЦУ!)»  (~ SAPIENTI  SAT !)

3~6: — «ТОТ СВЕТ»  (~ SAPIENTI  SAT !)

4~5: — «ВОЙДИТЕ!»  (~ SAPIENTI  SAT !)

5~6: — «OPUS POSTH. & ОПУС НАСТ.»  (~ СМ. ЭПИГРАФ + SAPIENTI  SAT !)

«Opus prenatum» — это название, как сказал сам композитор, можно перевести как «Нерожденное произведение» — стало настоящим испытанием для слушателей. Произведение длится около часа. Кому-то оно показалось затянутым, для кого-то пролетело как миг. Рискну предположить, что вторых в зале оказалось меньше, чем первых. «Opus prenatum» — программное сочинение минимализма, к которому причисляет себя Мартынов, яркий пример того, что музыка должна быть сакральным переживанием. Какие ассоциации вызывает она у слушателей? Видимо, у каждого свои. У кого-то это росток, пробивающийся сквозь толщу земли, или стяг на ветру, или колокол. С чем сравнить «Opus prenatum» Мартынова? С картинами из песка? С переменчивостью моря? И как на море можно смотреть не отрываясь, так же, не отрываясь, можно слушать эту музыку, где мажор переходит в минор и наоборот, а диссонанс разрешается гармоничным созвучием. А еще ей хочется подставить лицо навстречу, как ветру или солнцу.

Сам композитор говорит, что в этой музыке нет ничего авторского, в ней есть цитаты, но не явные. Кто-то слышит здесь Рахманинова, кто-то Шопена, а кто-то Баха. Это музыка, освобожденная от композиторского диктата, льющаяся свободным потоком. Она все время меняется, один образ трансформируется в другой, это увлекает, не позволяет расслабиться, уводит слушателя от потребительского отношения к музыке. Мы становимся не просто ее соучастниками, но и соавторами.

Другой вопрос — готовы ли мы, как кэрролловская Алиса, шагнуть в это Зазеркалье? Забыть о привычных формах и структурах? Вернуться в состояние «чистого листа», когда мы еще не умели читать знаки, не важно – буквы или ноты?

4~7: — «ЗАЧАТИЕ & РОЖДЕНИЕ (АНТИХРИСТА)»  (~ SAPIENTI  SAT !)

5~8: — «ВОЙДИТЕ И ВЫ... (≈ ХЛЫСТЫ & СКОПЦЫ)»  (~ SAPIENTI  SAT !)

6~9: — «МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ»  (~ SAPIENTI  SAT !)

7~8: — «АЛЁША КАРАМАЗОВ & Я: “НЕЗНАНИЕ, ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕТИ”»  (~ SAPIENTI  SAT !!!!!)

8~9: — «ЛИЗАВЕТА СМЕРДЯЩАЯ»  (~ SAPIENTI  SAT !)

к л и к а б е л ь н ы :  ⇒  «конец  Света,  но  начало  Тьмы»  ВКонтакте !


к л и к а б е л ь н ы :  ⇒  «Исторический  СЛЭШ»  ВКонтакте !

Комментариев нет: