воскресенье, 10 февраля 2013 г.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЖИЗНИ: — Десятка XX века: — Шёнберг, Мессиан, Кейдж, Лютославский, Ксенакис, Денисов, Губайдулина, Лигети, Пендерецкий.


С этим первенцем, что пуще
Всех первенцев и всех Рахилей…
— Недр достовернейшую гущу
Я мнимостями пересилю!

МЦ



Д Е С Я Т К А   З Н А М Е Н И Т О С Т Е Й   X X   В Е К А.

01-02. Шёнберг (Schoenberg) Арнольд (1874 — 1951), — австрийский композитор.
В числе произведений Ш., где он наиболее последовательно применил свою систему, — 5 фортепьянных пьес (1923). Здесь он впервые применяет своё новое изобретение — метод темброво-раскрашенной мелодии (Klangfarbenmelodie).
В своём творчестве Ш. протестовал против бесчеловечных законов буржуазного государства, но доминирующей темой для него оставалось трагическое одиночество художника в чуждом и враждебном ему мире. Перу Ш. принадлежат 2 камерные симфонии (1906, 1939), "Лунный Пьеро" для голоса с инструментальным ансамблем (1912), 4 струнных квартета, фортепьянные и вокальные пьесы и др., а также несколько теоретических трудов.

В вокальном-инструментальном цикле «Лунный Пьеро» («Pierrot Lunaire»), op. 21 (1912) на стихи Альбера Жиро, Шёнберг использует изобретённый им метод Sprechstimme — вокальная речитация, нечто среднее между чтением и пением.

03. Мессиан (Messiaen) Оливье Эжен (1908 — 1992), французский композитор.
"Квартет на конец Времени" — произведение, с которого началось всемирное признание Мессиана. Известность этому сочинению принесли и беспрецедентные обстоятельства его создания. С началом Второй мировой войны композитор был мобилизован в действующую армию, попал в плен и оказался в немецком концентрационном лагере. В этих тяжелых условиях Мессиан не только проявил стойкость духа, поддерживая товарищей, но и нашел в себе силы сочинять музыку. Выпросив у одного из офицеров нотную бумагу и карандаш, французский мастер написал Квартет, невероятная премьера которого состоялась 15 января 1941 года в том же лагере — перед тысячами пленных при 30-градусном морозе на неисправных инструментах. "Никогда меня не слушали с таким вниманием и пониманием", — вспоминал потом Мессиан.
Неудивительно, что обстоятельства, так непосредственно ассоциирующиеся с "концом времён", вызвали первое в творчестве композитора обращение к образам Откровения св. Иоанна — Квартет посвящен "Ангелу Апокалипсиса, который поднимает руку к небу, говоря: не будет больше Времени" (с "явлениями" этого Ангела связаны вторая и седьмая части сочинения). Видения Страшного суда предстают в "Интермедии", "стальной скок" которой напоминает о четырех всадниках Апокалипсиса и "Танце ярости для семи труб". Этот танец — воплощение danse macabre, вселенской пляски смерти, в "бешеном круговороте" уничтожающей все живое…
Однако не идеи смерти, столь естественные в искусстве военного периода, определяют основной замысел Квартета. В комментарии к третьей части Мессиан пишет:
"Бездна — время с его горестями и усталостью. Птицы — противоположность времени, это наша жажда света, звезд, радуги и ликующих песен!" Печалям земного времени французский мастер противопоставил вечную красоту природы и бесконечное милосердие Бога. Именно эти образы открывают сочинение ("Литургия кристалла", где кристалл, неизменно сверкающий своими гранями под любым углом зрения, выступает как некая субстанция бесконечности), образуют его центр ("Хвала Вечности Иисуса") и завершают его ("Хвала Бессмертию Иисуса").

04. Кейдж Джон (Cage, John) (1912 — 1992), американский композитор.
Наиболее известная композиция Кейджа впервые исполнены в 1952. — пьеса 4'33", представляющая собой 4 минуты и 33 секунды тишины. Однако тишина в этом произведении не равнозначна полному отсутствию звука, поскольку Кейдж, помимо прочего, стремился привлечь внимание слушателей к естественным звукам той среды, в которой исполняется 4'33". «Дзен учит: если что-либо кажется тебе скучным в течение двух минут, попробуй то же самое в течение четырех. Если все еще скучно попробуй за восемь, шестнадцать, тридцать две минуты и так далее, и ты обнаружишь, что это не скучно, а очень интересно» — Джон Кейдж. Тишина на сцене в течение четырех минут и тридцати трех секунд, создает пространство, в котором возможны любые звуковые явления — проезжающие машины, случайное покашливание публики, звуки собственного сердцебиения. Разумеется, публика не знала, как реагировать, и нередко освистывала произведение Кейджа самым бесцеремонным образом. Даже сейчас, когда музыкальные теоретики объяснили простым смертным что и как надо воспринимать, что думать и вообще что за всем этим стоит, такое явление тишины в музыке до сих пор остается загадкой и одновременно выдающимся открытием композитора.

05. Лютославский (Lutoslawski) Витольд (1913-1994) — польский композитор.
В произведении для струнного оркестра "Траурной музыке" (памяти Б. Бартока, 1958) Л. впервые применил 12-тоновую серию как основу организации музыкального материала. Сам автор определяет это сочинение как начало нового периода. "Это и есть первое слово, произнесенное на новом для меня языке".

06. Ксенакис (Xenakes) Янис (1922 — 2001) — греческий композитор.
Известность Ксенакису принесла его написанная для оркестра пьеса «Metastaseis» (После покоя, 1954), премьера которой состоялась в октябре 1955 на фестивале современной музыки в городе Донауэшинген (Германия). Пьеса начинается скандально знаменитым глиссандо — медленно поднимающимся звуком струнных. Существует рисунок Ксенакиса, изображающий, как движутся линии отдельных инструментов: сближаются, разъезжаются, уплотняются, ломаются...
Иными словами, партитура очень сильно напоминает схему металлического каркаса тех зданий, которые проектировал Ксенакис. Эта музыка явно вдохновлена визуальной аналогией. Тянущиеся линии — это рёбра жёсткости.
Пьесу «Метастазы» освистали не только консерваторы. Лидеры европейского авангарда — Булез и Штокхаузен — тоже были оскорблены до глубины души. Дело в том, что в 50-х последним словом авангардистской мысли был так называемый «сериализм» — сложнейшим образом устроенная музыка, которая воспринималась как акустический пуантилизм — то есть состояла из отдельных звуков, висящих в пустоте. На слух никакой логической связи между этими разнородными звуками обнаружить было невозможно, всё вместе производило впечатление бессистемного, визгливого и довольно разреженного акустического пара. Ксенакис написал статью против сериалистического метода и, разумеется, восстановил против себя весь европейский авангард.
Свою мысль Ксенакис формулировал так: представьте себе огромную толпу возмущённого народа. Голоса сливаются в гул, из которого выделяются отдельные возгласы и крики. Толпа ведёт себя как единое целое, толпа дышит, растёт, движется... Можно ли создавать музыку, думая не об отдельных нотах и инструментах, но сразу — об общем эффекте, то есть проектировать звуковые массы с заранее заданными свойствами?
Да, утверждал Ксенакис. Параметры отдельных звуков не имеют особого значения. Если слушатель воспринимает какой-то пассаж пьесы в качестве аморфного облака, то композитор так и должен его сочинять в виде аморфного облака, ориентируясь не на звучание отдельных микро-звуков, к чему призывал Штокхаузен, а на общий эффект, который вполне можно создать, прибегнув к математическим методам. Соответствующая область математики называется статистикой, а музыку, сочинённую или, лучше сказать, — сгенерированную, с применением статистических методов, Ксенакис назвал «стохастической». Несмотря на то, что статистика — дисциплина родственная теории вероятности, стохастическая музыка — ни в коем случае не «случайная музыка». Статистические методы Ксенакис применял для целенаправленного построения больших звуковых масс с заранее заданными свойствами.

07. Денисов Эдисон Васильевич (1929 — 1996) — русский композитор.
Кантата «Солнце инков» на слова Г. Мистраль (1964) — одно из главных сочинений Денисова, своего рода манифест послевоенного отечественного музыкального авангарда. Денисов считал её своим первым зрелым опусом. В кантате оригинально претворены элементы серийной техники, алеаторики, сонористики.

08. Губайдулина София Асгатовна (р. 1931) — русский композитор.
«In croce» («На кресте») для виолончели и органа — одно из лучших её произведений, вдохновленных Образом Креста.

09. Пендерецкий Кшиштоф (р. 1933) — польский композитор.
Международная известность пришла к Пендерецкому в 1960, когда был исполнен Плач по жертвам Хиросимы (Tren pamieci ofiar Hiroszimy), сочинение для 52 струнных инструментов, отмеченное мощной выразительностью и яркими динамическими контрастами.

10. Лигети, Дьёрдь (Ligeti Gyorgy), (1923 — 2006) — венгерский композитор.
«Атмосферы» — произведение с которого началась мировая известность композитора. Характерная черта этого произведения Лигети (Lontano, Lux aeterna) — преобладание чрезвычайно густой, интенсивно вибрирующей многоголосной фактуры, которую композитор именует «микрополифонией».   («Погружение в классику», ksena)

Комментариев нет: