четверг, 9 февраля 2012 г.

Б И Б Л И Я: — Д е с я т ь  з а п о в е д е й  (5 x 2 = 10).


С Божьей помощью,

В нашей недельной главе Моше напоминает евреям о Синайском откровении, а также о скрижалях, служивших знаком Завета между Богом и Израилем: "И ОБЯВИЛ ОН ВАМ СОЮЗ СВОЙ, КОТОРЫЙ ПОВЕЛЕЛ ВАМ ИСПОЛНЯТЬ, ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ, И НАПИСАЛ ИХ НА ДВУХ КАМЕННЫХ СКРИЖАЛЯХ" (Дварим, 4:13).

Почему завет был записан на двух скрижалях? Разве одной скрижали было бы недостаточно?

Наиболее известный ответ на этот вопрос приводится в Мехильтe (Итро, 8). Как объяснял р. Ханина бен Гамлиэль, на каждой скрижали было записано пять заповедей. На первой скрижали были первые пять заповедей, касающиеся отношений между человеком и Всевышним; на второй - оставшиеся пять. По словам Ханины бен Гамлиэля, соответствующие заповеди на двух скрижалях соответствовали друг другу, например, вторая (запрет идолопоклонства) - шестой (запрет прелюбодеяния), поскольку в обоих случаях речь идет о неверности, соответственно, Богу и мужу.

Однако Мидраш на этом не останавливается, и приводит еще одно мнение, от имени мудрецов. По их мнению, на каждой из скрижалей были записаны все десять заповедей. Соответственно, вопрос о необходимости двух скрижалей в этом случае остался открытым.

Итак, почему же скрижалей был две? Начнем с мнения Саадии Гаона. Он полагал, что на одной скрижали десять заповедей были записаны в редакции книги Шемот, а на второй - в редакции Дварим.

Однако возможно и другое объяснение. Когда две стороны - неважно, идет ли речь о частных лицах, фирмах или государствах - заключают договор, каждая сторона получает свой экземпляр. Это позволяет каждому из партнеров не забывать о взятых на себя обязательствах, равно как и об обязательствах другой стороны.

Сходным образом был оформлен и Завет между Богом и Израилем - одну копию договора получил Всевышний, другую - еврейский народ. "Экземпляр Всевышнего" хранился в Святилище, в Ковчеге Завета. Вторая же копия, в свою очередь, находилась у "хранителей Завета", т.е. у священников-потомков Аарона.

ЕВРЕЙСКИЙ ПЕДСОВЕТ ON-LINE





и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие,
и написал его на двух каменных скрижалях 

(Второзаконие, 4, 13)

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. 
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. 
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. 



6. Не убивай. 
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 
7. Не прелюбодействуй. 
8. Не кради. 

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 


(1 + 4 + 5) + (6 + 7) = 23
(2 + 10) + (3 + 8 + 9) = 32



Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;
ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех ... 


(Евангелие от Луки, 12, 51-52)

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
И враги человеку — домашние его.
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. 

(Евангелие от Матфея 10, 34-38)






Комментариев нет: