пятница, 7 апреля 2017 г.

КРЕСТОСМЫСЛЪ  № 121:  —  «Б Л А Г О В Ѣ Щ Е Н І Е».

( ежедневныя  самораскрытія  “человѣковъ  грѣха” )


Истинно  говорю  вам:  что  вы  свяжете  на  земле,
то  будет  связано  на  небе;

и  что  разрешите  на  земле,
то  будет  разрешено  на  небе.

(Евангелие  от  Матфея,  18:18)




1~2: — поэма Пушкина «Гаврилиада»  (~ история поэмы)

2~3: — «Благая весть» по-достоевски  (~ см. ниже мультфильм «Сон смешного человека»)

1~4: — Пушкин  (~ Н. Н. Пушкина ④)

2~5: — Благовещение Пресвятой Богородицы  (~ Евангелие = εὐαγγέλιον = «благая весть»)


3~6: — воскресение СТАВРОГИНА  (~ Ср. конец статьи Н. Бердяева «Ставрогин»)

NB: У Достоевского было в глубочайшем смысле антиномическое отношение к злу. Зло есть зло, оно должно быть побеждено, должно сгореть. И зло должно быть изжито и испытано, через зло что-то открывается, оно тоже — путь. Сама гибель Ставрогина, как и всякая гибель, — не окончательная и не вечная гибель, это лишь путь. Проблема творчества человека не разрешилась и не могла разрешиться в старом сознании, из которого не вышел еще Ставрогин. Где нет исхода для творчества, там началось беснование и разврат. У Достоевского сама проблема разврата несоизмеримо более глубокая, чем проблема греха. Через гибель что-то открывается, большее открывается, чем через религиозное благополучие. Ставрогин не только отрицательное явление и гибель его не окончательная. Была судьба Ставрогина до "Бесов" и будет судьба его после "Бесов". После трагической гибели будет новое рождение, будет воскресение. И нашей любовью к Ставрогину мы помогаем этому воскресению. Сам Достоевский слишком любил Ставрогина, чтобы примириться с его гибелью. Он тоже возносил молитвы о его воскресении, о его новом рождении. Для православного сознания Ставрогин погиб безвозвратно, он обречен на вечную смерть. Но это не есть сознание Достоевского, подлинного Достоевского, знавшего откровения. И мы вместе с Достоевским будем ждать нового рождения Николая Ставрогина — красавца, сильного, обаятельного, гениального творца. Для нас невозможна та вера, в которой нет спасения для Ставрогина, нет выхода его силам в творчество. Христос пришел весь мир спасти, а не погубить Ставрогина. Но в старом христианском сознании еще не раскрылся смысл гибели Ставрогина, как момента пути к новой жизни. И в этой гибели есть прохождение через Голгофу. Но Голгофа не последний этап пути. Лишь в новом откровении раскроется возможность воскресения Ставрогина и жертвенный смысл гибели того, кто бессилен был совершить сознательную жертву. И вновь будет собрана его истощившаяся, распавшаяся личность, которую трудно не ненавидеть и нельзя не любить. Безмерность желаний и стремлений должна быть насыщена и осуществлена в безмерности божественной жизни. Жизнь в мире губила все безмерное.

Безмерность не могла еще осуществиться. Но наступит мессианский пир, на который призван будет и Ставрогин, и там утолит он свой безмерный голод и безмерную свою жажду.  (Бердяев,  «Ставрогин»)

4~5: — стих Пушкина «МАДОНА»  (~ Ср. Петр Киле — «Мадонна» Пушкина: кто она?)

Перуджино — «Мадонна с младенцем»

5~6: — 1) «Ведь у Сикстинской Мадонны лицо фантастическое, лицо скорбной юродивой...»
(~ замечание Свидригайлова-Достоевского в «Преступлении и наказании»);

2) картина Ганса Гольбейна «Труп Христа»
(желательно открывать эту ссылку в Internet Explorer'е)


4~7: — ж е н а  (~ Пушкина ④ & Достоевского ⑦)

5~8: — Христос и Матерь Его

6~9: — «Достоевский даёт мне больше, чем любой мыслитель, больше, чем Гаусс!»
(~ см. тему "Достоевский и Эйнштейн")


7~8: — «Вот для таких, как ты, и приходил Христос» (~ Достоевский — А. Г. Достоевской)

8~9: — 1) м а т е р н ы й   я з ы к;  2) «краеугольный камень»  (~ Einstein ⇒ ein stein ⇒ камень)



к л и к а б е л ь н ы !





Комментариев нет: