Сочельник, Рождество, яркие огни ёлки, запах хвои, предвкушение, ожидание чего-то важного, холодный лунный свет, в котором переливаются хрустальные кристаллики снега, ореховое дерево с дивными лилово-дымчатыми очертаниями веток, точно очерченными «кистью бледных глициний», с неподвижными белыми волками с лисьими хвостами… Это образы, которые привходят вместе с психоаналитическими текстами, образы детства, причудливо переплетающиеся с собственными детскими образами, воспоминаниями, ощущениями, переживаниями… Образы прошлого, которые приобретут впоследствии разное значение, по-разному оказавшись вплетёнными в ткань историчности субъекта. Некоторые так и останутся безмолвными застывшими тенями в хаосе бессознательных следов, в многочисленных отрывочных впечатлениях доступа к которым нет, или доступ к которым преграждён, экранирован маскирующими воспоминаниями (Deckerinnerung). Некоторые могут ожить, заявить о себе вновь, заслонив собою настоящий миг. Патогенные сцены психической реальности, связанные с непризнанным желанием, фантазиями, давно забытыми следами воспоминаний о первотравмах, первофантазиях, первосценах, окажутся извлечёнными и пробуждёнными из пожирающей память бездны. Яркость настоящего покроется пеленой прошлого, являя собой бесцветную, затушёванную, стёртую, однообразную реальность психической анестезии. Проявленные, извлеёенные из забвения, беспамятства, запечатлённые в своей пространственной обнажённости и неприкрытости, образы психической реальности могут действовать как свежее событие, психическая травма, удар (Prägung).
Жизнь предстаёт как вечное кружение от навязчивого возвращения к безвозвратности, от беспамятства к воспоминаниям, от забытия к забвению, от забвения к забвению забвения…
Коперниканский переворот, совершённый Фрейдом, заключается ещё и в новом высвечивании роли детства, первых лет жизни в становлении субъекта. Однако это не простое детерминирование будущего прошлым, взрослости детством. Отнюдь… Эта связь гораздо сложнее, неоднозначнее. Акценты в прошлом расставит будущее; только будущее определит степень значимости прошлого. Патогенное ядро — суть первичное ядро вытесненного становится таковым лишь в последействии (Nachtraglichkeit). То ядро, которое впоследствии станет центром притяжения, основой вытесненного, а сейчас пребывает так «как если бы его не существовало вовсе». То ядро, которое, по мысли Фрейда, «приводит в известной мере к неправильностям в развитии характера, если не к предрасположению к будущеме неврозу». Это ядро намечается в плетущемся узоре из точек истории, психических событий, первоопытов. Того, что перестанет быть достоянием памяти, провалившись в инфантильную амнезию, в дыру в психическом. И в то же время, того, что останется всегда в нас — ведь, по мысли Фрейда, «первичные состояния всегда могут возникнуть вновь. Первичная психика в собственном смысле слова неуничтожима».
АЙТЕН ЮРАН: — ОТ «ЗЕЛЕНОГО ДОМА» К «ЗЕЛЕНОМУ ОСТРОВУ». ЗАМЕТКА О ДЕТСКОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ
Жизнь предстаёт как вечное кружение от навязчивого возвращения к безвозвратности, от беспамятства к воспоминаниям, от забытия к забвению, от забвения к забвению забвения…
Коперниканский переворот, совершённый Фрейдом, заключается ещё и в новом высвечивании роли детства, первых лет жизни в становлении субъекта. Однако это не простое детерминирование будущего прошлым, взрослости детством. Отнюдь… Эта связь гораздо сложнее, неоднозначнее. Акценты в прошлом расставит будущее; только будущее определит степень значимости прошлого. Патогенное ядро — суть первичное ядро вытесненного становится таковым лишь в последействии (Nachtraglichkeit). То ядро, которое впоследствии станет центром притяжения, основой вытесненного, а сейчас пребывает так «как если бы его не существовало вовсе». То ядро, которое, по мысли Фрейда, «приводит в известной мере к неправильностям в развитии характера, если не к предрасположению к будущеме неврозу». Это ядро намечается в плетущемся узоре из точек истории, психических событий, первоопытов. Того, что перестанет быть достоянием памяти, провалившись в инфантильную амнезию, в дыру в психическом. И в то же время, того, что останется всегда в нас — ведь, по мысли Фрейда, «первичные состояния всегда могут возникнуть вновь. Первичная психика в собственном смысле слова неуничтожима».
АЙТЕН ЮРАН: — ОТ «ЗЕЛЕНОГО ДОМА» К «ЗЕЛЕНОМУ ОСТРОВУ». ЗАМЕТКА О ДЕТСКОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ
к л и к а б е л ь н ы !
S A P I E N T I S A T !
1~2: — «УМОМЪ ТЕБЯ МНѢ НЕ ПОНЯТЬ: “НЕ-ЭДИПОВЪ КОМПЛЕКСЪ”» (~ SAPIENTI SAT !)
2~3: — «РУССКІЙ ГЕРМАННЪ & ПИКОВАЯ ДАМА» (~ SAPIENTI SAT !)
1~4: — «УМОМЪ ТЕБЯ МНѢ НЕ ПОНЯТЬ: “ДОСТОЕВСКІЙ & ОТЦЕУБІЙСТВО ?”» (~ SAPIENTI SAT !)
2~5: — «РУССКІЙ РАСКОЛЪ» (~ SAPIENTI SAT !)
3~6: — «НЕ МИРЪ Я ПРИНЕСЪ, НО ТОПОРЪ» (~ SAPIENTI SAT !)
4~5: — «БОЛЬНОЕ МѢСТО: “ЭТО ОНЪ ГОВОРИЛЪ !”» (~ SAPIENTI SAT !)
5~6: — «ЛЕНИНСКИМЪ ПУТЕМЪ: “КЪ ТОПОРУ !”» (~ SAPIENTI SAT !)
4~7: — «ПРИЩУРИЛАСЬ И УСМѢХНУЛАСЬ: “ЭТО БЫЛА ШУТКА !..”» (~ SAPIENTI SAT !)
5~8: — «АРХИСКВЕРНОЕ ПОДРАЖАНІЕ АРХИСКВЕРНОМУ ДОСТОЕВСКОМУ»
(~ SAPIENTI SAT + SAPIENTI SAT !)
6~9: — «ЯВНОЕ УКАЗАНІЕ НА ГРЯДУЩЕЕ ЦАРЕУБІЙСТВО» (~ SAPIENTI SAT !)
7~8: — «РУССКІЙ ПУТЬ = КРЕСТНЫЙ ПУТЬ» (~ SAPIENTI SAT !)
8~9: — «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦІИ» (~ SAPIENTI SAT !)
Комментариев нет:
Отправить комментарий