воскресенье, 7 августа 2011 г.

КИНО: — Паскуалино «Семь Красоток» (Лина Вертмюллер, 1975).


Ох, уж эти чортовы критики!

1) "Чтобы выжить, я готов на все" — говорит герой этого трагикомического фарса Паскуалино, которого прозвали "Семь красоток" за то, что у него было семь сестер, отнюдь не красавиц. В картине действие разбивается на два параллельных пласта — на его жизнь до войны и на его жизнь в концлагере, куда он попал, дезертировав из-под Сталинграда. Они постоянно перемежаются, как бы дополняя друг друга. Поражает зрелое мастерство и экспрессивность Вертмюллер, смелость с которой она использует комичное и уродливое для достижения своей творческой цели. Она рисует женщин в гротескном, омерзительном облике с абсоютно разительным эффектом. Только постоянно снимаемый режиссером томный красавец Джаннини всегда снят с любовью. Его Паскуалино, убивший оскорбителя чести своей сестры, разрубивший его на части и разославший поездом в три разных города, признанный умалишенным и приговоренный к содержанию в тюремной психушке, откуда, претерпев страшные муки, был отправлен на фронт, становится любовником начальницы концлагеря, садистки, похожей на гибрид гиппопотама со свиньей. За это его назначают старшим барака — ведь он хочет жить любой ценой. А в бараке начинается бунт, люди устали бояться — кто-то бросается в бассейн с дерьмом, остальных расстреливают, и лишь Паскуалино возвращается домой.

2) Лина Вермюлер или ее продюсеры, кто-то из них сильно ошибся, послав это кино на оскара. Для нее — очень слабо. Получилось так, что в разряд несущественного здесь попадает самая выигрышная тема — мужская половая истерика в исполнении Джанкарло Джанини, — то, что она любит и умеет презентовать. А вот глупость программная, — обличение поколения нынешних прабабушек, от которого уже и Висконти живого места не оставил, оказалась в фокусе этих номинаций. Между тем драма там вышла полностью никакая, фельетонная. Фирменный прием — мигание между страстью и убожеством — отлично работает в мелодраме, насыщает ее по вертикали (писал уже про Делламорте и фильмы-комиксы — то самое), но в Социально Значимом Заявлении выглядит погано. Это смог сделать Кустурица в "подземелье", а Вертмюллер не вытянула.
Другое ее сильное место — жесткая фабула, в сочетании с непрерывным ерничеством дает обычно сильный нервный эффект. Здесь же необходимость соблюдения верности Идеям (она ведь анархистка, кажется) заставило проговаривать трижды в кадре главную формулу, которая эту фабулу движет. "Я очень хочу жить" — все три раза выражение лица отличного мима Джанини — полностью одно и то же. Можно подумать, кто-то может не постичь глубину конфликта без этого костыля. Получилось, что люди смотрят "самый известный и титулованный" (хотя никакого оскара ему не дали), а получают только половину настоящей живой Вермюллер.
Но половина эта все равно хорошая и даже сильная, местами — очень. Джанини, когда не переигрывает (напоминает самые слабые упражнения Андрея Миронова) — прекрасен. Испанский анархист, утопившийся в говне, арийская фея с голым задом в гостинной, сестры Паскуалино — те самые семь красоток — все это очень и очень комильфо. И сюжет хороший, правильный, только переписать диалоги чертовы, Джанини предложить играть в полную силу и главное — найти художника, который сможет организовать пространство не абы как, а так, как это будет в "Конце света в нашей супружеской постели в одну из дождливых ночей", то есть красиво.
Да совсем забыл, это история про знойного мужчинку — мелкого неаполитанского мафиозо, который в результате красивой многоходовки попадает в немецкий концлагерь, домогается командантшу (Ширли Стоулер) и что из этого вышло. Такая вариация на тему "О счастливчика" с Макдауэлом.

Чем они смотрят кино? За такие рецензии — сечь, право слово.

Лина Вертмюллер & Джанкарло Джаннини

Комментариев нет: