Конечно, аллегория немыслима в таком художественном произведении, как например "Notre Dame de Paris". Но кому не придёт в голову, что Квазимодо есть олицетворение пригнетённого и презираемого средневекового народа французского, глухого и обезображенного, одарённого только страшной физической силой, но в котором просыпается наконец любовь и жажда справедливости, а вместе с ними и сознание своей правды и ещё непочатых, бесконечных сил своих.
Достоевский, Предисловие к публикации романа В. Гюго «Собор парижской богоматери».
Достоевский, Предисловие к публикации романа В. Гюго «Собор парижской богоматери».
к л и к а б е л ь н о : ⇒ «Д О С Т О Е В Щ И Н А»
S A P I E N T I S A T !
1~2: — «АРХИСКВЕРНОЕ ПОДРАЖАНИЕ АРХИСКВЕРНОМУ ДОСТОЕВСКОМУ»
(~ КРОССЕНС № 426: — «Книга о вкусной и здоровой пище» !)
2~3: — «ГРЕХ СТАВРОГИНА ?=? ГРЕХ ДОСТОЕВСКОГО» (~ SAPIENTI SAT !)
1~4: — «ПОЕДАЕТ ЕЁ: ВЗГЛЯДОМ ④ & В НАТУРЕ ①» (~ SAPIENTI SAT !)
2~5: — «ДОСТОЕВСКИЙ: “ТАК НАДЛЕЖИТ НАМ ИСПОЛНИТЬ ВЕЛИКУЮ ПРАВДУ”»
(~ SAPIENTI SAT !)
3~6: — «ГРЕХ СТАВРОГИНА & ХЕЛЬМУТ БЕРГЕР» (~ КРОССЕНС № 463: — «После просмотра фильма» !)
Со Ставрогиным вообще отдельная история. Когда готовился к съемкам, изучил очень много материалов — и о самом Достоевском, и о романе (это мой обычный подход). И выяснилось: многие серьёзные исследователи писали о том, что Ставрогина-человека в романе нет. Есть лишь отражение от него. Ставрогин у Достоевского — это, скорее, идея. Именно поэтому играть этого героя очень сложно. Во-первых, Достоевский указывает, что Ставрогин был красив, как Бог. А это, понимаете ли, дело вкуса — кому-то этот человек покажется красивым, кому-то — нет. В этой роли я представлял себе любимого актера Висконти Хельмута Бергера, сыгравшего у него в «Гибели богов»... (Владимир Хотиненко)
4~5: — «СИМВОЛИЗМ: “КРАСОТА = НЕВЕСТА АГНЦА” & “КНЯЗЬ ХРИСТОС”» (~ SAPIENTI SAT !)
5~6: — «МЕТАМОРФОЗ: “МЁРТВАЯ ГОЛОВА”»
(~ «НАШЕ ДЕКАДЕНТСТВО ЗАРОДИЛОСЬ В СТАВРОГИНЕ» !)
4~7: — «СЕ ЧЕЛОВЕК»
(~ «СМЕРД = ЧЕЛОВЕК» +++ «ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ТАЙНА» !)
5~8: — «НАРОД-СОЗЕРЦАТЕЛЬ» (~ СМ. НИЖЕ КАРТИНУ КРАМСКОГО !)
6~9: — «ОБРАЗ & БЕЗОБРАЗИЕ» (~ «КВАЗИМОДО» ⑨ !)
7~8: — «СИМВОЛИЗМ: РУССКИЙ НАРОД» (~ СМ. ТЕКСТ ПОД КАРТИНОЙ КРАМСКОГО НИЖЕ !)
8~9: — «СИМВОЛИЗМ: НАРОД» (~ СМ. ЭПИГРАФ !)
Фёдор Достоевский в своём романе «Братья Карамазовы» использовал эту картину Крамского
для описания одного из персонажей — Смердякова:
для описания одного из персонажей — Смердякова:
У живописца Крамского есть одна замечательная картина под названием «Созерцатель»: изображён лес зимой, и в лесу, на дороге, в оборванном кафтанишке и лаптишках стоит один-одинёшенек, в глубочайшем уединении забредший мужичонко, стоит и как бы задумался, но он не думает, а что-то «созерцает». Если б его толкнуть, он вздрогнул бы и посмотрел на вас, точно проснувшись, но ничего не понимая. Правда, сейчас бы и очнулся, а спросили бы его, о чём он это стоял и думал, то наверно бы ничего не припомнил, но зато наверно бы затаил в себе то впечатление, под которым находился во время своего созерцания. Впечатления же эти ему дороги, и он наверно их копит, неприметно и даже не сознавая, — для чего и зачем, конечно, тоже не знает: может, вдруг, накопив впечатлений за многие годы, бросит всё и уйдет в Иерусалим, скитаться и спасаться, а может, и село родное вдруг спалит, а может быть, случится и то, и другое вместе. Созерцателей в народе довольно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий