Дьёрдь Циффра (György Cziffra) — феноменальный виртуоз, называемый критиками «акробатом рояля», «виртуозом педали». Пианист, чья феерическая техника, сокрушительный напор и титанический темперамент сражали и захватывали многих и многих людей во всем мире. Его сравнивали с Горовицом, ему пеняли на бессодержательность и дурной вкус в погоне за темпом. Уже давно никого не удивишь отличной школой и свободной виртуозной техникой. Но Циффра способен увлекать, заражать и поражать своей игрой, которая далеко от внешнего холодного блеска. Он безупречно владел всеми средствами выразительности, в его игре была прелесть совершенства. Все это позволило ему в итоге стать ещё одной, значительной звездой на музыкальном небосклоне.
Циффра родился в бедной цыганской семье 5 ноября 1921 года. Отец его был музыкантом, играл в ресторанах и кабаре Парижа 1910-х годов. В детстве мальчика никто не обучал играть на фортепиано — он наблюдал занятия сестры и все за ней повторял. Он поистине был вундеркиндом — уже в 5 лет маленький пианист мог довольно прилично импровизировать на популярные музыкальные мелодии в барах и цирках, даже подбирая на слух любую мелодию, напетую клиентами. Этим своим даром он зарабатывал на жизнь, помогая выжить семье. Но в ту же очередь эти выступления стали объектом насмешек критиков годы спустя. В возрасте всего лишь 9(!) лет он поступает в академию Ференца Листа в Венгрии. Он стал самым юным студентом академии за всю её историю. Его учителем на эти годы стал Эрнест фон Донаньи.
С планами на концертную деятельность пришлось повременить. В 1942 году Циффру призывают на фронт. К тому времени у музыканта уже была жена и маленький сын. По счастливой случайности ему удалось дезертировать из армии — этот поступок спас ему жизнь, так как он оказался единственным выжившим из всего своего батальона. Казалось, сейчас опять можно вернуться к карьере пианиста, но в 1950 году Циффру арестовывают по политическим мотивам. Это было страшное время для музыканта. Зная, что он пианист, надзиратели всячески издевались над музыкантом. Они нагружали его работой, при которой наиболее страдали кисти, они били его по рукам и пальцам. После освобождения Циффре пришлось потратить не один год на восстановление нормальной работоспособности пианистического аппарата.
В 1956 году музыкант со своей семьей сбежал в Вену. С этого момента начался его лучший, спокойный и продуктивный период жизни, как концертирующего пианиста. Он ездит по многим городам и странам Европы, его концерты проходят с огромным успехом. Он становится все знаменитее и знаменитее в музыкальных кругах. Немало времени он уделял и педагогике. К нему съезжались молодые музыканты со всего света, лишь бы только получить немного ценных указаний. В середине 80-х годов он открыл в Версале свою школу, где известные педагоги ведут занятия с молодыми инструменталистами разных профессий, а раз в год проходит конкурс пианистов, носящий его имя.
С переездом во Францию на его исполнение стало оказывать большое влияние французская культура, но свое предпочтение он по-прежнему отдавал произведениям его любимого Листа. Врядли можно найти более эмоционально напряженных, стремительных, полетных и феерических интерпретаций этого композитора как не у Циффры. Лучшие его достижения — этюды, венгерские рапсодии, мефисто-вальсы, оперные транскрипции, полонезы. Он блестящий исполнитель моцартовских и бетховенских миниатюр, музыки старинных композиторов. Ещё одна область, в которой он был непревзойденным интерпретатором — собственные переложения и транскрипции различных музыкальных произведений. Среди них оперные фрагменты Россини, Гуно, Штраус, Чайковский; Брамс, Лист, Римский-Корсаков, Хачатурян и многие многие другие. Помимо этого он играет концерты с оркестром Шопена, Грига, Рахманинова, Листа, Грига, Чайковского. Но после несчастного случая с его сыном-дирижером, погибшем при пожаре в 1981 году, он навсегда отказывается выступать с симфоническими оркестрами. Циффра гастролировал не очень много, в основном выбирая страны Европы. Он никогда не играл в Америке, не смотря на многочисленные приглашения. Дьёрдь Циффра умер в возрасте 72 лет в 1994 году в своем доме во Франции. — ArtofPiano.
Циффра родился в бедной цыганской семье 5 ноября 1921 года. Отец его был музыкантом, играл в ресторанах и кабаре Парижа 1910-х годов. В детстве мальчика никто не обучал играть на фортепиано — он наблюдал занятия сестры и все за ней повторял. Он поистине был вундеркиндом — уже в 5 лет маленький пианист мог довольно прилично импровизировать на популярные музыкальные мелодии в барах и цирках, даже подбирая на слух любую мелодию, напетую клиентами. Этим своим даром он зарабатывал на жизнь, помогая выжить семье. Но в ту же очередь эти выступления стали объектом насмешек критиков годы спустя. В возрасте всего лишь 9(!) лет он поступает в академию Ференца Листа в Венгрии. Он стал самым юным студентом академии за всю её историю. Его учителем на эти годы стал Эрнест фон Донаньи.
С планами на концертную деятельность пришлось повременить. В 1942 году Циффру призывают на фронт. К тому времени у музыканта уже была жена и маленький сын. По счастливой случайности ему удалось дезертировать из армии — этот поступок спас ему жизнь, так как он оказался единственным выжившим из всего своего батальона. Казалось, сейчас опять можно вернуться к карьере пианиста, но в 1950 году Циффру арестовывают по политическим мотивам. Это было страшное время для музыканта. Зная, что он пианист, надзиратели всячески издевались над музыкантом. Они нагружали его работой, при которой наиболее страдали кисти, они били его по рукам и пальцам. После освобождения Циффре пришлось потратить не один год на восстановление нормальной работоспособности пианистического аппарата.
В 1956 году музыкант со своей семьей сбежал в Вену. С этого момента начался его лучший, спокойный и продуктивный период жизни, как концертирующего пианиста. Он ездит по многим городам и странам Европы, его концерты проходят с огромным успехом. Он становится все знаменитее и знаменитее в музыкальных кругах. Немало времени он уделял и педагогике. К нему съезжались молодые музыканты со всего света, лишь бы только получить немного ценных указаний. В середине 80-х годов он открыл в Версале свою школу, где известные педагоги ведут занятия с молодыми инструменталистами разных профессий, а раз в год проходит конкурс пианистов, носящий его имя.
С переездом во Францию на его исполнение стало оказывать большое влияние французская культура, но свое предпочтение он по-прежнему отдавал произведениям его любимого Листа. Врядли можно найти более эмоционально напряженных, стремительных, полетных и феерических интерпретаций этого композитора как не у Циффры. Лучшие его достижения — этюды, венгерские рапсодии, мефисто-вальсы, оперные транскрипции, полонезы. Он блестящий исполнитель моцартовских и бетховенских миниатюр, музыки старинных композиторов. Ещё одна область, в которой он был непревзойденным интерпретатором — собственные переложения и транскрипции различных музыкальных произведений. Среди них оперные фрагменты Россини, Гуно, Штраус, Чайковский; Брамс, Лист, Римский-Корсаков, Хачатурян и многие многие другие. Помимо этого он играет концерты с оркестром Шопена, Грига, Рахманинова, Листа, Грига, Чайковского. Но после несчастного случая с его сыном-дирижером, погибшем при пожаре в 1981 году, он навсегда отказывается выступать с симфоническими оркестрами. Циффра гастролировал не очень много, в основном выбирая страны Европы. Он никогда не играл в Америке, не смотря на многочисленные приглашения. Дьёрдь Циффра умер в возрасте 72 лет в 1994 году в своем доме во Франции. — ArtofPiano.
Cziffra in Prague 1955:
Liszt — Hungarian Rhapsodies Nos. 1-9 — Cziffra:
Liszt — Hungarian Rhapsodies Nos. 10-16 & 19 — Cziffra:
Liszt — 12 etudes d'execution transcendante — Cziffra:
Комментариев нет:
Отправить комментарий