понедельник, 19 марта 2012 г.

КРОССЕНС №7: — «В   Г р е ц и и   в с ё   е с т ь».


Посвящается Тане Гейдер



1~2: — теорема Ферма


2~3: — число 7

7 нот + 7-угольник ⇒ число 7 (heilige Sieben = священная семёрка)

Семь — пласты и зыби!
Семь — heilige Sieben!
Семь в основе лиры,
Семь в основе мира.
Раз основа лиры —
Семь, основа мира —
Лирика.

(Марина Цветаева — «Поэма Воздуха»)

4~5: — скорпион

Класс Arachnida разделен на 10 отрядов:

1. Araneae (Пауки)
2. Scorpiones (Скорпионы)
3. Pseudo-scorpiones (Псевдоскорпионы)
4. Solfiguae (Solifugids)
5. Schizomida (Tartarida)
6. Amblypygi and Uropygi (Whip скорпионы)
7. Palpigradi (Мини-whip скорпионы)
8. Ricinulei (Rinucleids)
9. Acari (Клещи)
10. Opiliones (Harvestmen)

5~6: — 4-й день творения

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что [это] хорошо.
И был вечер, и было утро: день четвертый. (Быт. 1: 14 - 19)

1~4: — парабола

«квадратный трёхчлен» на картинке №1 (график — парабола) + форма паутины №4 (параболоид!) ⇒ парабола

2~5: — «музыка сфер»

Монохорд и теория Пифагора: — Вполне вероятно, что раздел арифметики, посвященный простым дробям, восходит к учению Пифагора о музыке. Древнему мыслителю приписывается следующее высказывание: «Изучайте монохорд, и вам откроются тайны ми­роздания». Одна-единственная струна дает человеку возможность постичь не только микрокосмический аспект феномена вибрации, но и макрокосмические законы Вселенной.
Согласно учению Пифагора, сама Вселенная представляет собой грандиозный монохорд, чья струна протянулась от земли до небес. Ее верхний конец соединен с абсолютным духом, тогда как нижний — с абсолютной материей. Изучение музыки как точной науки ведет к познанию всех проявлений бытия. Пифагор прикладывал открытый им закон гармонических интервалов ко всем природным явлениям, стремясь доказать, что и стихии, и планеты, и созвездия связаны между собой гармоническими отношениями.
Пифагору принадлежит учение о «музыке сфер»: он утверждал, что движение каждого небесного тела через космическое пространство рождает звук. Звуки эти способен услышать лишь тот, кто специально разовьет свой слух для этой цели. И тогда «музыка сфер» зазвучит для него гармоническими интервалами монохорда.
Для Пифагора и его учеников понятие «музыка сфер» было не просто метафорой. По преданию, великий философ и в самом деле обладал способностью слышать, как плывут планеты по своим небесным орбитам. Проблема взаимосвязи звука и небесных тел на протяжении многих веков волновала умы многих мыслителей. И лишь недавно, используя математические принципы, основанные на вычислении орбитальной скорости планет, ученым удалось соотнести определенные звуки с определенными планетами. И вот удивительный результат: эти звуки оказались гармонически связанными. Быть может, удивительное умение древнего философа улавливать «музыку сфер» не было мифом.

3~6: — невоможность построения с помощью циркуля и линейки

В 1796 году, когда ему было всего 19 лет, К. Ф. Гаусс доказал, что окружность можно разделить на 2,3,4,5,6,8,10,12,15,16,17,20,...,257,...,65537,... равных частей, то есть решил стоявшую с античных времен проблему о возможности построения циркулем и линейкой правильного многоугольника с заданным числом сторон.
Доказанный Гауссом результат — пример так называемой чистой теоремы существования: утверждается, что построить с помощью циркуля и линейки правильный многоугольник с «допустимым» числом сторон можно, но ничего не говорится о том, как это сделать. Гаусс предложил также явный способ построения с помощью циркуля и линейки правильного 17-угольника. Это событие Гаусс посчитал столь значительным, что отметил его в «Дневнике» (запись от 30 марта 1796 года ) и завещал высечь правильный 17-угольник на своём надгробии (воля Гаусса была исполнена).

Таким образом, согласно теореме Гаусса, разделить окружность на 7 равных частей (с помощью циркуля и линейки) — НЕВОЗМОЖНО.

Есть слова — их дыханье, что цвет,
Так же нежно и бело-тревожно,
Но меж них ни печальнее нет,
Ни нежнее тебя, невозможно.

Не познав, я в тебе уж любил
Эти в бархат ушедшие звуки:
Мне являлись мерцанья могил
И сквозь сумрак белевшие руки.

Но лишь в белом венце хризантем,
Перед первой угрозой забвенья,
Этих ве, этих зэ, этих эм
Различить я сумел дуновенья.

И, запомнив, невестой в саду,
Как в апреле, тебя разубрали,—
У забитой калитки я жду,
Позвонить к сторожам не пора ли.

Если слово за словом, что цвет,
Упадает, белея тревожно,
Не печальных меж павшими нет,
Но люблю я одно — невозможно.

(Иннокентий Анненский, Царское Село, 1907)

7~8: — бином Ньютона

Кентавр — двусоставен (= двучлен! = бином!) + Ордена Славы 1-й, 2-й и 3-й степени ⇒ натуральная степень двучлена (= бином Ньютона)

(Бином Ньютона — формула, выражающая целую положительную степень суммы двух слагаемых (двучлена, бинома) через степени этих слагаемых. Частными случаями бинома Ньютона при являются всем известные формулы квадрата и куба суммы двух слагаемых.)

8~9: — полнота комплекта

«Полный кавалер ордена Славы» & п о л н ы й (!!!!!)  комплект п р а в и л ь н ы х  многогранников ⇒ их полнота

(NB: — В "Началах Евклида" мы находим строгое доказательство того, что существует только пять правильных многогранников, а их гранями могут быть только три типа правильных многоугольников: треугольники, квадраты и пентагоны.)

4~7: — оседлать кентавра

кетнавр (= человек & конь) + гиперболический параболоид (= "седло") ⇒ оседлать кентавра


Геракл разваливается на ступенях, Дионис нервно ходит

ГЕРАКЛ

Большая страсть?

ДИОНИС

С Молона ростом будет.

ГЕРАКЛ

Страсть к женщине?

ДИОНИС

Нет.

ГЕРАКЛ

К мужику?

ДИОНИС

Да нет же.

ГЕРАКЛ

К кентавру, что ль?

ДИОНИС (сердито)

Не меряй по себе!

(Геракл хохочет)



5~8: — созвездие

6~9: — «Тимей» (диалог Платона)

Творение Вселенной на картинке Блейка («…вся мерою, и числом и весом расположил ecu…») + Пять правильных многогранников («платоновы тела») ⇒ «Сотворение мира» по-гречески, описанное в диалоге Платона «Тимей»

(Правильные многогранники характерны для философии Платона, в честь которого и получили название «платоновы тела». Платон писал о них в своём трактате Тимей (360г до н. э.), где сопоставил каждую из четырёх стихий (землю, воздух, воду и огонь) определённому правильному многограннику. Земля сопоставлялась кубу, воздух — октаэдру, вода — икосаэдру, а огонь — тетраэдру. Для возникновения данных ассоциаций были следующие причины: жар огня ощущается чётко и остро (как маленькие тетраэдры); воздух состоит из октаэдров: его мельчайшие компоненты настолько гладкие, что их с трудом можно почувствовать; вода выливается, если её взять в руку, как будто она сделана из множества маленьких шариков (к которым ближе всего икосаэдры); в противоположность воде, совершенно непохожие на шар кубики составляют землю, что служит причиной тому, что земля рассыпается в руках, в противоположность плавному току воды. По поводу пятого элемента, додекаэдра, Платон сделал смутное замечание: «…его бог определил для Вселенной и прибегнул к нему в качестве образца». Аристотель добавил пятый элемент — эфир и постулировал, что небеса сделаны из этого элемента, но он не сопоставлял его платоновскому пятому элементу. — ВикипедиЯ)


... п л а т о н о в ы   т е л а ...

Комментариев нет: