Malpertuis (Harry Kümel, 1971) — один из самых странных фильмов в истории кино.
Технически и стилистически безукоризненный, этот фильм, ловко одерживающий победу над жанром, представляет из себя сложный по структуре механизм, работающий с хронометрической точностью и изящно раскрывающий перед зрителем свою матрёшечную схему, остроумно сворачиваясь в лист Мёбиуса в метафорическом финале. Драматургический трюк, составляющий основную загадку фильма, раскрывающийся в предфинальной развязке, эффектен не столько своей неожиданностью, сколько мгновенным прояснением, сведением всех линий в одну сияющую точку — в этом же, однако, и его недостаток: персонажи и сюжетные линии истории обращаются в служащие единственному тематическому узору искусственные функции, пусть и не лишённые эксцентричного, нестандартного обаяния. Особенно это становится очевидным при пересмотре, когда конструкция сюжета уже ясна и требует лишь прояснения деталей. Именно поэтому без замысловатого, головокружительного геометрического приёма, применённого Кюмелем в финале, как уже было сказано, точного метафорически, раскрывающего всю историю в новое, дополнительное измерение, — фильм просто немыслим. Именно поэтому приятный холодок необъяснимого, наступающий за ложным облегчением, и остаётся главным впечатлением от просмотра.
Комментариев нет:
Отправить комментарий