пятница, 23 марта 2012 г.

КРОССЕНС №10: — «Е с л и  Б о г а  н ѣ т ъ,  т о  я  —  Б о г ъ».


Мономания (от др.-греч. μόνος — один, единственный и μανία — восторженность, увлечённость, мания) —
в психиатрии: навязчивая или чрезмерная увлечённость одной идеей или субъектом; одностороннее однопредметное помешательство.

(В и к и п е д и Я)




1~2: — были — совок, стали — бобок

к л и к а б е л ь н о е

2~3: — чернокнижие


4~5: — «Мистерия» Скрябина


5~6: — «музыка сфер», «светомузыка»

1~4: — Красная площадь

2~5: — 9-я соната Скрябина (= «чёрная месса»)



3~6: — 7 дней (неделя)

Проект из семи опер Licht, в отличие от вагнеровского Кольца Нибелунгов, действительно цикличен в том отношении, что у него нет ни начала, ни конца. В космологиях Востока время есть вечно вращающееся колесо, а не прямая линия, начинающаяся с сотворения мира и кончающаяся Страшным Судом. Смерть в День Сатурна (тема из оперы Samstag) — лишь прелюдия к идее Дня Солнца (Sonntag) и его женитьбе, а также к возрождению Лунного Дня (Montag). Затем в День Марса начинается война (Dienstag), в День Меркурия, или Одина, — примирение (Mittwoch), в День Юпитера, или Тора, — инкарнация (Donnerstag), а в День Венеры, или Фрейи, — искушение (Freitag). Штокхаузен говорит: "Здесь нигде нет начала. Я сочинил Четверг первым, однако неделя в Свете — это спираль без конца". Это — формальная идея, уже воплощённая им в ранних кусках, таких, как Zyklus и Spiral.

Музыкальная организация цикла Licht также отражает космологию композитора, которая в этом отношении тщательно обновлена. Этот принцип напоминает нечто рекурсивное — математические образы, в которых часть является копией целого. Полный цикл основан на трёхсоставной музыкальной герме или, как её называет сам Штокхаузен, "троичной формуле". Она включает формулу тринадцати нот Михаила, двенадцати нот Евы и одиннадцати — Люцифера. Каждая формула содержит в себе не только такты, но и специфические динамику, ритмы, паузы, вокализации и т. д. На своём наивысшем уровне эти формулы контролируют весь цикл опер. На наименьшем они часто воспринимаются как лейтмотивы. (статья "Карлхайнц Штокхаузен и гностицизм")



7~8: — разложение света на составляющие (спектр!)

8~9: — Каждый охотник желает знать, где сидит фазан

4~7: — 1) п и р о г (дурацкая ассоциация); 2) НЕВОЗМОЖНО (!)

Есть слова — их дыханье, что цвет,
Так же нежно и бело-тревожно,
Но меж них ни печальнее нет,
Ни нежнее тебя, невозможно.

Не познав, я в тебе уж любил
Эти в бархат ушедшие звуки:
Мне являлись мерцанья могил
И сквозь сумрак белевшие руки.

Но лишь в белом венце хризантем,
Перед первой угрозой забвенья,
Этих ве, этих зэ, этих эм
Различить я сумел дуновенья.

И, запомнив, невестой в саду,
Как в апреле, тебя разубрали,—
У забитой калитки я жду,
Позвонить к сторожам не пора ли.

Если слово за словом, что цвет,
Упадает, белея тревожно,
Не печальных меж павшими нет,
Но люблю я одно — невозможно.

(Иннокентий Анненский, Царское Село, 1907)

5~8: — «цветной слух» А. Н. Скрябина»


6~9: — «семь бесов»


Комментариев нет: