Отъ сего, что поэтъ есть творитель не наслѣдуетъ того, что онъ лживецъ: ложь есть слово противъ разума и совѣсти, но поэтическое вымышленiе бываетъ по разуму такъ, какъ вещь могла и долженствовала быть.
Тредьяковскiй.
Тредьяковскiй.
1~2: — «Фауст» Гёте
2~3: — «люди гибнут за металл»
1~4: — «Мастер и Маргарита» (роман Булгакова)
2~5: — Германн («профиль Наполеона, а душа Мефистофеля»)
3~6: — динарий
4~5: — Эпиграф к стихотворению А. С. Пушкина «Герой»
Г Е Р О Й
(стихотворение А. С. Пушкина)
(стихотворение А. С. Пушкина)
Что есть истина?
Д р у г.
Да, слава в прихотях вольна.
Как огненный язык, она
По избранным главам летает,
С одной сегодня исчезает
И на другой уже видна.
За новизной бежать смиренно
Народ бессмысленный привык;
Но нам уж то чело священно,
Над коим вспыхнул сей язык.
На троне, на кровавом поле,
Меж граждан на чреде иной
Из сих избранных кто всех боле
Твоею властвует душой?
П о э т.
Все он, все он — пришлец сей бранный,
Пред кем смирилися цари,
Сей ратник, вольностью венчанный,
Исчезнувший, как тень зари.
Д р у г.
Когда ж твой ум он поражает
Своею чудною звездой?
Тогда ль, как с Альпов он взирает
На дно Италии святой;
Тогда ли, как хватает знамя
Иль жезл диктаторский; тогда ль,
Как водит и кругом и вдаль
Войны стремительное пламя,
И пролетает ряд побед
Над ним одна другой вослед;
Тогда ль, как рать героя плещет
Перед громадой пирамид,
Иль, как Москва пустынно блещет,
Его приемля, — и молчит?
П о э т.
Нет, не у счастия на лоне
Его я вижу, не в бою,
Не зятем кесаря на троне;
Не там, где на скалу свою
Сев, мучим казнию покоя,
Осмеян прозвищем героя,
Он угасает недвижим,
Плащом закрывшись боевым.
Не та картина предо мною!
Одров я вижу длинный строй,
Лежит на каждом труп живой,
Клейменный мощною чумою,
Царицею болезней... он,
Не бранной смертью окружен,
Нахмурясь ходит меж одрами
И хладно руку жмет чуме
И в погибающем уме
Рождает бодрость... Небесами
Клянусь: кто жизнию своей
Играл пред сумрачным недугом,
Чтоб ободрить угасший взор,
Клянусь, тот будет небу другом,
Каков бы ни был приговор
Земли слепой...
Д р у г.
Мечты поэта —
Историк строгий гонит вас!
Увы! его раздался глас *,—
И где ж очарованье света!
П о э т.
Да будет проклят правды свет,
Когда посредственности хладной,
Завистливой, к соблазну жадной,
Он угождает праздно! — Нет!
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман...
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран...
Друг.
Утешься ........................................................
29 сентября 1830
Москва.
* Mémoires de Bourrienne. (Прим. Пушкина.).
NB-1) «Что есть истина?» — риторический вопрос Понтия Пилата, но выставленный в качестве эпиграфа вопрос этот обязывает автора дать на него вразумительный ответ. А что мы имеем? — «Поэт», отвечая «Другу», рисует ослепительную картину посещения Наполеоном (=«Героем») чумного лазарета, выявляя таким образом беспредельный героизм своего «Героя», а «Друг», вместо того, чтобы пасть ниц или хотя бы отдать честь, ссылается на изыскания какого-то строгого историка (= Mйmoires de Bourrienne), заявившего, что в действительности ничего подобного не было и быть не могло. Картина, нарисованная «Поэтом», получает статус «мечты», «легенды» и уже никого не ослепляет. Кроме самого «Поэта», который теперь проклинает «правды свет» и, переименовав его в «тьму низких истин», начинает проповедь «возвышающих обманов». Ну? и что ж есть истина после «этого всего»?.. Тем более, что это и не всё ещё, ибо есть ещё — «ещё страшней, ещё чудней» — авторская подпись под этим стихом: 29 сентября 1830, Москва. Странная подпись, ибо из достоверных источников узнаём, что в этот день Пушкин этого стиха не писал и в Москве не был.
Итак: что есть истина?
Вопрос, оставшийся без ответа?..
Но у Пушкина так не бывает.
Вопрос задан.
И ответ — дан.
NB-2): по определению В. Даля, например, «истина» — «всё что верно, подлино, точно, справедливо, что есть. Всё, что есть, то истина; не одно ль и то же есть и естина, истина?» Короче: истина = естина («в русском её разумении»). А и ещё: «…это — «живущее», «живое существо», «дышущее»… Истина, как существо живое по преимуществу, — таково понятие о ней у русского народа. Нетрудно подметить, что именно такое понимание истины образует своеобразную и самобытную характеристику русской философии» (П. А. Флоренский — выдающийся русский мыслитель и священник).
NB-3) Cтихотворение «Герой» родилось как отклик на проповедь свт. Филарета в связи с приездом императора Николая I в зараженную холерой Москву.
NB-4) «... делает честь государю, которого искренно люблю и за которого всегда радуюсь, когда поступает он умно и по-царски». (из письма Плетнёву 24 февраля 1831 г. Из Москвы в Петербург.).
5~6: — «кесарево кесарю»
4~7: — истина
5~8: — Святая Елена
6~9: — кесарево сечение
7~8: — Православие
8~9: — монета
Комментариев нет:
Отправить комментарий