пятница, 4 мая 2012 г.

КРОССЕНС №43: — Девять выбранных слов (Иоанн Креститель).


Были выбраны слова:
1) похоть; 2) улыбка; 3) дружба; 4) сын;
5) музыка;
6) любовь; 7) секс; 8) суицид; 9) муж


Затем расположены следующим образом:

дружба
сын
любовь
муж
музыка
улыбка
похоть
суицид
секс



1~2: — Давид  ("Давид и Ионафан" & "сын Давидов")


2~3: — Христос  (в Евангелияж и в Откровении Иоанна Богослова)

1~4: — м у ж е с в е н н о с т ь


3~6: — И о а н н   (Иоанн Богосов & "Иоанн Креститель" Леонардо да Винчи)

4~7: — м у ж е л о ж с т в о   (гомосексуализм)


6~9: — Леонардо да Винчи  (~ классическая работа Фрейда "Леонардо да Винчи: воспоминания детства")

З. Фрейд отчитывается перед Сфинксом о проделанной работе

7~8: — самоубийца Ставогин в "Бесах"
(~ "Правда ли, что маркиз де-Сад мог бы у вас поучиться?")


8~9: — Достоевский  (~ классическая работа Фрейда "Достоевский и отцеубийство")




5~2: — Лист & Бах  (~ божественность Баха)

4~5: — Лист & Бетховен  (~ мужественность Бетховена)

5~6: — Лист & Вагнер  (~ загадочность Вагнера)

NB: — Вся загадочность Леонардо да Винчи утрачивает своё очарование при первом звуке «Тристана»
(Фридрих Ницше)

5~8: — Лист & Скрябин  (~ сатанизм Скрябина)


«Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи

Юноша, изображенный на картине, вполне мог бы быть изображением античного Гермеса, если бы не канонические атрибуты Иоанна Крестителя – одежда из шкур и крест из тростника. Однако теперь нас уже не может удивить совмещение столь разных, казалось бы, образов – Гермеса и Иоанна. В свете проведенного анализа мы выдвигаем гипотезу, что картина на самом деле представляет могущественного ангела, почти равного Богу: Иоанна – Гермеса – Еноха – Метатрона, демиурга, создателя материального мира. Представление пророка и аскета Иоанна в виде цветущего юноши уже не кажется странным и невероятным, если учесть, что в синкретических доктринах, созданных мистиками Ренессанса, мудрый старец Гермес Трисмегист являлся ипостасью юного бога Гермеса, а аскет Енох после 365 лет земной жизни и вознесения на небеса стал юношей Метатроном.

Вспомним теперь, что существует известный набросок Леонардо да Винчи, так называемый «Ангел во плоти»:


Поза юноши на наброске практически такая же, как поза Иоанна Крестителя на картине Леонардо, портретное сходство несомненно. Набросок ориентировочно датируется 1513 годом; считается, что Леонардо нарисовал его тогда, когда работал над «Иоанном Крестителем» и что моделью как для этого рисунка, так и для Иоанна послужил один и тот же юноша по прозвищу Салаино, ученик Леонардо. Однако, есть существенная разница – вместо атрибутов Иоанна на рисунке присутствует бесспорный атрибут Гермеса – напряженный фаллос.

История наброска довольно темна. Известно, что в 19 веке он был частью королевской коллекции в Виндзоре, вместе с одиннадцатью другими эротическими рисунками авторства Леонардо. По словам британского искусствоведа Брайана Сьюэлла, в один прекрасный день эту коллекцию осмотрел некий «известный немецкий эксперт», и некоторое время спустя рисунки исчезли (не исключено, что с молчаливого согласия королевы Виктории), а впоследствии оказались в Германии. Имена последующих владельцев рисунков не афишируются, однако более столетия спустя, в 1991 году, Карло Педретти, признанный знаток творчества Леонардо, смог получить разрешение владельца рисунка и представить «Ангела во плоти» на выставке в Стиа, в Тоскане.

Как бы то ни было, эксперты сходятся во мнении, что Леонардо является автором этого наброска. Мы считаем, что юноша на рисунке представляет Гермеса.

Приведем еще один аргумент в пользу такой интерпретации: сравним изображение со знаменитым «Меркурием» Джамболонья:


Правая рука Меркурия приподнята и согнута в локте точно так же, как на портрете Иоанна Крестителя и на наброске Ангела во плоти, и точно так же устремлен в небеса перст указующий.

Перст указующий присутствует на многих полотнах и рисунках Леонардо да Винчи; искусствоведы не смогли сколь-нибудь убедительно объяснить значение этого символического жеста. Вполне возможно, что этот символ у Леонардо многозначен, однако при интерпретации образа Иоанна как Еноха-Метатрона его жест на картине да Винчи получает ясное и логичное объяснение: иудейская традиция называет Метатрона указующим перстом Бога, поскольку он указал в пустыне иудейскому народу путь в землю обетованную.

Символ перста указующего встречается также у Рафаэля, который был учеником и последователем Леонардо да Винчи. Например, кисти Рафаэля принадлежит портрет Иоанна Крестителя, который естественным образом ассоциируется с картиной Леонардо:


В жесте Леонардовского Иоанна поднята правая рука Платона на фреске Рафаэля «Афинская школа»:

Рафаэль. «Афинская школа». Фрагмент

Образ Платона на фреске наделен несомненным сходством с Леонардо да Винчи – вот для сравнения его автопортрет:


Следовательно, в образе Платона заявлена связь Платон – Леонардо – Иоанн Креститель. Кроме того, необходимо учитывать, что в эпоху Возрождения Платона считали наследником мудрости Гермеса Трисмегиста: Марсилио Фичино писал, что Гермес передал сокровенные знания своему ученику Орфею, тот – Аглаофему, которому наследовал Пифагор, чьим учеником был Филолай, учитель божественного Платона. Таким образом, фреска указывает на то, что Леонардо был продолжателем Платона и, тем самым, приверженцем учения Гермеса Трижды Величайшего. Поэтому, говорит нам Платон-Леонардо, вздымая вверх указательный палец, глядя на образ Иоанна, думайте о непревзойденной мудрости и святости божественного Гермеса.

Dixi.

(Материал взят из статьи "Иоанн Креститель Трижды Величайший" в ЖЖ  NEZVANOV)

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

We are a group of volunteers and opening a new scheme in our community. Your web site provided us with valuable information to work on. You’ve done a formidable job and our whole community will be grateful to you.