вторник, 3 апреля 2012 г.

КРОССЕНС №18: — К р и к  И у д ы.




1~2: — 1910 год (премьера "Прометея" А. Н. Скрябина & смерть В. Ф. Комиссаржевской)

2~3: — коршун

1~4: — чайка

2~5: — огонь ("Прометей" — поэма огня, "Огненный ангел" — роман Брюсова)

3~6: — лес (лесная птица = waldvogel, художник Grünewald = зелёный лес)

4~5: — Врубель

5~6: — «О закрой свои бледные ноги!»

Моностих (однострочное стихотворение) поэта Валерия Яковлевича Брюсова (1873—1924), написанный в 1894 г. в подражание латинским образцам, в частности, однострочным стихам римского поэта Авсония.

Поэт Вадим Шершеневич в своих воспоминаниях «Великолепный очевидец» (глава «Брюсов-мастер») пишет: «Когда я однажды спросил у Брюсова о смысле этих стихов, он мне рассказал (возможно, это была очередная мистификация, которые очень любил Брюсов), что, прочитав в одном романе восклицание Иуды, увидевшего «бледные ноги» распятого Христа, захотел воплотить этот крик предателя в одну строку, впрочем, в другой раз Брюсов мне сказал, что эта строка — начало поэмы об Иуде, поэмы, позже уничтоженной автором».

Эта строка часто цитировалась современниками В. Брюсова как типичный пример упадка русской поэзии, как символ «декадентства».

4~7: — месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит

5~8: — «Герой труда (записи о Валерии Брюсове)» Марины Цветаевой

И не успокоится мое несправедливое, но жаждущее справедливости сердце,
пока в Москве, на самой видной её площади,
не встанет — в граните — в нечеловеческий рост — изваяние:

ГЕРОЮ ТРУДА

С.С.С.Р.

6~9: — П р и г в о ж д е н а  (стихотворение МЦ)

Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что — невинна.

Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою — за счастьем.

Пересмотрите всё мое добро,
Скажите — или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке — лишь горстка пепла!

И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.

7~8: — гос. символика, образование СССР (1922 г.)


8~9: — 1922 год (отъезд М. Цветаевой в эмиграцию)

Комментариев нет: