С Божьей помощью,
В нашей недельной главе Моше напоминает евреям о Синайском откровении, а также о скрижалях, служивших знаком Завета между Богом и Израилем: "И ОБЯВИЛ ОН ВАМ СОЮЗ СВОЙ, КОТОРЫЙ ПОВЕЛЕЛ ВАМ ИСПОЛНЯТЬ, ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ, И НАПИСАЛ ИХ НА ДВУХ КАМЕННЫХ СКРИЖАЛЯХ" (Дварим, 4:13).
Почему завет был записан на двух скрижалях? Разве одной скрижали было бы недостаточно?
Наиболее известный ответ на этот вопрос приводится в Мехильтe (Итро, 8). Как объяснял р. Ханина бен Гамлиэль, на каждой скрижали было записано пять заповедей. На первой скрижали были первые пять заповедей, касающиеся отношений между человеком и Всевышним; на второй - оставшиеся пять. По словам Ханины бен Гамлиэля, соответствующие заповеди на двух скрижалях соответствовали друг другу, например, вторая (запрет идолопоклонства) - шестой (запрет прелюбодеяния), поскольку в обоих случаях речь идет о неверности, соответственно, Богу и мужу.
Однако Мидраш на этом не останавливается, и приводит еще одно мнение, от имени мудрецов. По их мнению, на каждой из скрижалей были записаны все десять заповедей. Соответственно, вопрос о необходимости двух скрижалей в этом случае остался открытым.
Итак, почему же скрижалей был две? Начнем с мнения Саадии Гаона. Он полагал, что на одной скрижали десять заповедей были записаны в редакции книги Шемот, а на второй - в редакции Дварим.
Однако возможно и другое объяснение. Когда две стороны - неважно, идет ли речь о частных лицах, фирмах или государствах - заключают договор, каждая сторона получает свой экземпляр. Это позволяет каждому из партнеров не забывать о взятых на себя обязательствах, равно как и об обязательствах другой стороны.
Сходным образом был оформлен и Завет между Богом и Израилем - одну копию договора получил Всевышний, другую - еврейский народ. "Экземпляр Всевышнего" хранился в Святилище, в Ковчеге Завета. Вторая же копия, в свою очередь, находилась у "хранителей Завета", т.е. у священников-потомков Аарона.
ЕВРЕЙСКИЙ ПЕДСОВЕТ ON-LINE
В нашей недельной главе Моше напоминает евреям о Синайском откровении, а также о скрижалях, служивших знаком Завета между Богом и Израилем: "И ОБЯВИЛ ОН ВАМ СОЮЗ СВОЙ, КОТОРЫЙ ПОВЕЛЕЛ ВАМ ИСПОЛНЯТЬ, ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ, И НАПИСАЛ ИХ НА ДВУХ КАМЕННЫХ СКРИЖАЛЯХ" (Дварим, 4:13).
Почему завет был записан на двух скрижалях? Разве одной скрижали было бы недостаточно?
Наиболее известный ответ на этот вопрос приводится в Мехильтe (Итро, 8). Как объяснял р. Ханина бен Гамлиэль, на каждой скрижали было записано пять заповедей. На первой скрижали были первые пять заповедей, касающиеся отношений между человеком и Всевышним; на второй - оставшиеся пять. По словам Ханины бен Гамлиэля, соответствующие заповеди на двух скрижалях соответствовали друг другу, например, вторая (запрет идолопоклонства) - шестой (запрет прелюбодеяния), поскольку в обоих случаях речь идет о неверности, соответственно, Богу и мужу.
Однако Мидраш на этом не останавливается, и приводит еще одно мнение, от имени мудрецов. По их мнению, на каждой из скрижалей были записаны все десять заповедей. Соответственно, вопрос о необходимости двух скрижалей в этом случае остался открытым.
Итак, почему же скрижалей был две? Начнем с мнения Саадии Гаона. Он полагал, что на одной скрижали десять заповедей были записаны в редакции книги Шемот, а на второй - в редакции Дварим.
Однако возможно и другое объяснение. Когда две стороны - неважно, идет ли речь о частных лицах, фирмах или государствах - заключают договор, каждая сторона получает свой экземпляр. Это позволяет каждому из партнеров не забывать о взятых на себя обязательствах, равно как и об обязательствах другой стороны.
Сходным образом был оформлен и Завет между Богом и Израилем - одну копию договора получил Всевышний, другую - еврейский народ. "Экземпляр Всевышнего" хранился в Святилище, в Ковчеге Завета. Вторая же копия, в свою очередь, находилась у "хранителей Завета", т.е. у священников-потомков Аарона.
ЕВРЕЙСКИЙ ПЕДСОВЕТ ON-LINE
и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие,
и написал его на двух каменных скрижалях
(Второзаконие, 4, 13)
и написал его на двух каменных скрижалях
(Второзаконие, 4, 13)
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. | 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. |
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. | 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. |
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. | |
6. Не убивай. | 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. |
7. Не прелюбодействуй. | 8. Не кради. |
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. | |
(1 + 4 + 5) + (6 + 7) = 23 | (2 + 10) + (3 + 8 + 9) = 32 |
Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;
ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех ...
(Евангелие от Луки, 12, 51-52)
ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех ...
(Евангелие от Луки, 12, 51-52)
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
И враги человеку — домашние его.
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
(Евангелие от Матфея 10, 34-38)
ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
И враги человеку — домашние его.
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
(Евангелие от Матфея 10, 34-38)
Комментариев нет:
Отправить комментарий