пятница, 23 ноября 2012 г.

P I A N O L A:  —  Скрябин на валиках Вельте-Миньон и Хупфельд.



Механическое фортепьяно — фортепьяно с вмонтированным или приставным устройством для воспроизведения музыки. К струнным инструментам принцип построения механических музыкальных инструментов был применён в конце 16 - нач. 17 вв. нем. мастером С. Бидерманом (1540-1622), изготовлявшим механич. спинеты. В первых М. ф. клавиши действовали от вращаемого рукояткой валика (деревянного или металлического); вбитые в валик штифты при вращении задевали за особые рукоятки, к-рые приводили в движение (в зависимости от конструкции инструмента) либо оперённые планки, либо молоточки, ударяющие по струнам. Перемещение вращающегося валика вдоль оси позволяло озвучивать более продолжительные пьесы. Иногда на валике фиксировалось несколько произв. Запись музыки была строго метрической. С кон. 18 в. делалась на основе изысканий учёного монаха Энграммеля (трактат "Тонография или искусство йотировать цилиндры", 1775). Первым молоточковым М. ф. был антифонем А. Дебена, изготовленный в 1846 в Париже. В позднейших конструкциях (2-я пол. 19 — нач. 20 вв.) управление клавишами осуществлялось с помощью перфорированных бумажных лент (т.н. механические нотные ролики), приводивших в действие сложную пневматич. систему с ножным или электрифицированным приводом. Впервые пневматич. передача в М. ф. была применена в 1863 франц. фирмой Тибувилль-Лами. В 1881 американец Вотей изобрёл пианолу. В дальнейшем инструменты подобного типа выпускались рядом фирм под разл. названиями — фонола, вельте-миньон и др. В 1901 фирма Л. Хупфельда, изготовлявшая фонолы, ввела раздельное управление динамикой верхнего и нижнего регистров. Инструментом, позволявшим не только озвучивать зафиксированные пьесы, но и записывать на роликовых нотах непосредственно игру исполнителя, был вельте-миньон (1904).
В начале 20 в. большее распространение получило автопиано, соединявшее в одном корпусе пианино и пневматич. приспособление типа пианолы. В репертуар М. ф. входили произв. классич., салонной и танцевальной музыки. С сер. 20-х гг. 20 в. в связи с усовершенствованием граммофонов и появлением радио М. ф. начали выходить из употребления.









Комментариев нет: