четверг, 31 марта 2011 г.

СТИЛЬ: — «Путь к Силе и Красоте» / Wege zu Kraft und Schönheit (Wilhelm Prager, 1925).



ОПИСАНИЕ: "Пора восстановить справедливость: фильм «Путь к силе и красоте» созданный в 1925 году Вильгельмом Прагером (режиссер) и Николасом Кауфманом (сценарист) – замечательное произведение киноискусства.
Задуманный с сугубо практической целью – привить немецкой молодежи интерес к культуре тела, здоровому образу жизни, и дававший наглядное и убедительное представление о путях физического оздоровления нации, этот фильм изобилует кинематографическими достоинствами.
Фильм, который легко мог превратиться в скучную лекцию о пользе гимнастики, захватывает своей визуальной культурой и точным ритмом буквально с первых кадров.
Едко-сатирические картины из жизни обитателей большого города, предвосхищающие Руттмановский «Берлин» и фильмы Пабста сменяет здоровая чувственность «античных» сцен, и если «Суд Париса» можно еще упрекнуть в «мельесовской» наивности (хотя фигуры натурщиц, изображающих богинь, действительно - божественны), то сцены античных спортивных состязаний и купания в римских термах сняты безупречно. Ну, разве что некоторая суетливость в движениях «римских патрицианок» выдает то, что восемнадцать веков христианского презрения к человеческому телу не прошли даром для свободы человеческой души.
Столь же безупречно, точными, короткими эпизодами авторы демонстрируют зрителю как возможности человеческого тела, так и способы «телесного строительства», причем подчеркивая абсолютнейшую простоту и доступность этих способов для каждого.
А то, чего может достичь человек, с уважением относящийся к своему телу, нам показано в главах «Ритм», «Танец», «Спорт» - в которых запечатлены выступления легендарных танцовщиков и спортсменов.
Среди них – великая русская балерина Тамара Карсавина, создатели и пропагандисты танца-модерн: Рудольф Лабан (Венгрия), Нидди Импекофен (Германия) и Дуся Берёзка (Россия), японский авангардный танцовщик Баку Исии, ученики танцевальных школ Хедвиги Хагеманн, Мэри Вигман и Анны Херманн, испанская танцовщица Каролина де ла Рива, шведская балерина Дженни Хассельквист, русский танцор Петр Владимиров…
Не менее впечатляет перечень именитых спортсменов, участвующих в фильме – Олимпийских чемпионов из США, Германии, Австралии, Италии, чьи победы были достигнуты за счет развития естественных возможностей человеческого тела, а не за счет накачивания допингами и стероидами; Паддок, Виллс, Кобс, Райли, Нади, Любер, Хоубен – их имена навсегда вписаны в историю спорта.
Спортивные эпизоды, снятые с применением специальной съемки во многом предвосхищают кадры великой «Олимпии» Лени Рифеншталь.
И вновь историческая реконструкция – легендарный прыжок через шесть коней у древних тевтонцев, выполняемый современными атлетами. С кинематографической точки зрения – эпизод, не уступающий сценам второй части «Нибелунгов»!
«Но ведь то спортсмены…» уже готов сказать зритель. Но авторы, вернувшись в современность, показывают, ЧТО ДОСТАТОЧНО ПЯТИ МИНУТ В ДЕНЬ (система датчанина Иоганна П. Мюллера), чтобы кардинально улучшить состояние своего тела.
Ну, а для тех, кто считает спорт «неблагородным» занятием – пример английского премьер-министра, норвежского королевского семейства и выглядящего как истинный Юпитер, великого Герхарда Гауптмана…
Нужно быть очень зашоренным человеком, чтобы в этом кинематографическом гимне красоте и силе гармоничного человека увидеть прославление нацизма, как это сделал в своей крайне тенденциозной книге «От Калигари до Гитлера» Зигфрид Кракауэр.
Но то, что было в какой-то мере, объяснимо в 1947 году (в год первого издания этой книги), воспринимается как совершеннейшая дикость в наши дни, когда читаешь на IMDb в ЕДИНСТВЕННОЙ (оскорбительной по тону и гнусной по содержанию) рецензии: «This isn't a Nazi movie, but it comes directly out of the same school of thought which facilitated the rise of Nazism.»
Да, пройдет лишь несколько лет со дня премьеры фильма, и два вождя, отличных друг от друга формой усов, но равных в своем палачестве, будут приветствовать с трибун шеренги спортсменов, но в этом нет никакой «вины» авторов фильма, искренне веривших, что «не военная муштра, а спорт станет источником силы нации». — Пора восстановить справедливость!"

Комментариев нет: