вторник, 28 декабря 2010 г.

Arnold Schönberg — "Moses und Aron".



Термин «додекафония» ( от греч. «додека» = «двенадцать» и «фоне» = «звук») указывают на то, что в основе музыкального произведения лежит последовательность из двенадцати звуков.
Если вспомнить музыкальный язык Венской классической школы (Гайдн, Моцарт и Бетховен) – это так называемая диатоническая система, то есть система противопоставления мажора и минора. Суть этой системы заключалась в том, что из 12 звуков можно брать только 7 и на их основе строить композицию. Семь звуков образовывали тональность, в рамках которой и работали ( за исключением модуляции).
В додекафонии используются все 12 звуков, то есть последовательность из 12 тонов. Такая последовательность называется серия ( отсюда второе название метода – серийная техника ). Создавая серию, композитор должен выполнить два условия:
• во-первых, звуки в серии не могут повторяться;
• во-вторых, между ними не должно возникать взаимных тяготений, следовательно, они не образуют ни лада, ни тональности.
На основе додекафонии создается атональная музыка, в которой нет четких различий между консонансами и диссонансами и все созвучия резки и непривычны.
Итак, композитор при сочинении произведения, пройдя последовательность из всех неповторяющихся 12 тонов, мог теперь ее варьировать, повторять по законам контрапункта:
• прямо;
• ракоходно, т.е. - от конца к началу;
• инвенсировать, т.е. - перевернуто относительно горизонтали;
• ракоходно - инвенсировать.
В арсенале у композитора появлялось четыре серии.
Этого было, конечно, мало. Тогда ввели правило, согласно которому серии можно было начинать от любой ступени, сохраняя лишь исходную последовательность тонов и полутонов. Тогда 4 серии, умножившись на 12 тонов, дали 48 возможностей. В этом и состоит существо 12- тоновой музыки. Равенство всех звуков и уравнивание звуков в правах позволило ввести еще одну особенность связи по горизонтали и вертикали.
Символом такой композиции для нововенцев стал магическмй квадрат, который можно прочитать слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх.
Известный латинский вербальный вариант магического квадрата приводит Веберн в своей книге «Путь к новой музыке».

Sator Arepo tenet opera rotas («Сеятель Арепо трудится не покладая рук»):


В дальнейшем ученики Шёнберга, и Веберн, и Берг отказались от обязательного 12- звучия серии, но саму серийность сохранили. Теперь серия могла содержать сколько угодно звуков.


Sator Arepo tenet opera rotas — древнейший известный палиндром, фраза на латыни, датирующаяся 4 веком н. э., переводящаяся как «Сеятель Арепо с трудом держит колёса». Фраза обычно записывается в квадрате 5x5, где обнаруживаются её свойства симметрии — её можно читать как по горизонтали, так и по вертикали в обоих направлениях, в итоге фразу можно читать 4 способами.
За удивительные свойства фразе приписывали магическую силу, считалось, что она защищает от болезней и злых духов. Этот квадрат высекался на стенах дворцов в древнем Риме и на фасадах христианских церквей средневековья.




Замечание г-на суходристчев: та какой же это авангард? дремучая классика. вот Бибер - это всем авангардам авангард. а у этого Красогорова если просто заменить его мажоры с минорами нетривиальные на нормальные тональности, получится вполне скучный ползучий ретроградный старичок, почему-то мнящий себя великим музыкальным переворотчиком. у позднего Шумана и позднего Листа такой гармонический авангард в сочинениях присутствует, что красогоровым впору на колени стать и заплакать от умиления. и вообще первую чисто додекафонную тему с развитием (не по красогоровскм канонам, конечно) выдал Лист в Фауст-симфонии. а его ф/п Bagatelle ohne Tonart - это бомба на все времена.
кстати, чувствовал себя Красогоров в рамках своего канона ужасно стесненно. постоянно норовил соскочить со своей телеги. То совсем тональную Сюиту для струнных в 1934 г. написал, не присвоив ей опусного номера из-за некошерности, то в Струнном Трио отказался от чистой додекафонии в пользу "октодайдодекафонии", т.е. серий из 18 звуков: либо полный звукоряд + обратимый гексахорд, либо 3 независимых обратимых гексахорда в цепочку...

Комментариев нет: