пятница, 12 ноября 2010 г.

ПЬЕР ПАОЛО ПАЗОЛИНИ: — Теорема 1968 о конце буржуа.


Н. А. Бердяев — о буржуа: "Буржуа в метафизическом смысле есть человек, который твёрдо верит лишь в мир видимых вещей, которые заставляют себя признать, и хочет занять твёрдое положение в этом мире... Буржуа — гражданин этого мира, он царь земли. Это буржуа пришла в голову мысль стать царём земли. В этом была его миссия."

"Это буржуа был в своё время Робинзоном Крузо."

"Стихия буржуазности есть стихия безличная. Все социальные классы имеют тенденцию войти в эту атмосферу.
Обуржуазиться может и аристократ, и пролетарий, и интеллигент.
Буржуа не может преодолеть свою буржуазность. Буржуа всегда раб."

"Это он, главным образом, создал бесстильную роскошь и поработил ей жизнь. В буржуазной роскоши гибнет красота. Роскошь хочет сделать красоту орудием богатства , и красота от этого погибает. В буржуазном обществе, основанном на власти денег, роскошь развивается, главным образом, благодаря женолюбию буржуа.

Женщина, предмет вожделения буржуа, создаёт культ роскоши, не знающий предела. И это есть также предел обезличивания, утери личного достоинства. Человеческое существо в своём внутреннем существовании исчезает и заменяется окружением роскоши."

"Буржуа вечен, он он останется до конца времён, он трансформируется и приспосабливается к новым условиям. Буржуа может стать и коммунистом, или коммунист может стать буржуа. Это вопрос душевной структуры, а не социальной структуры... Социализм и коммунизм могут быть духовно буржуазны, могут осуществлять справедливое и уравнительное распределение буржуазности."

"Буржуа живёт в конечном, он боится притяжения бесконечного. Он, правда, признаёт бесконечность роста экономического могущества, но это единственная бесконечность, которую он хочет знать, от бесконечности духовной он закрывается конечностью установленного им порядка жизни. Он признаёт бесконечность роста благосостояния, роста организованности жизни, но это лишь заковывает его в конечности.
Буржуа есть существо, которое не хочет себя трансцендировать. Трансцендентное мешает ему устроиться на земле. Буржуа может быть "верующим" и "религиозным", и он даже взывает к "вере" и "религии", чтобы сохранить своё положение в мире. Но "религия" буржуа есть всегда религия конечного, заковывающая в конечном, она всегда закрывает духовную бесконечность."

"Мир кончится отчасти оттого, что существует буржуа, если бы его не было, то мир мог бы перейти в вечность. Буржуа не хочет конца, он хочет оставаться в некончающейся середине, и именно поэтому конец будет."

Пьер Паоло Пазолини: "Смысл фильма, грубо говоря, таков: представитель буржуазии, что бы он ни делал, всегда не прав… все, что бы он ни сделал, каким бы искренним, глубоким и благородным это ни было, всегда сделано не так."

"В общих чертах, я превратил Теренса Стэмпа в метафизического небожителя. В нём можно видеть дьявола, а можно — сочетание бога с дьяволом. Важно то, что он представляет нечто столь же неподдельное, сколь и неодолимое».

Подсчитано, что в фильме произносится только 923 слова. Отец семейства за весь фильм произносит несколько отрывистых реплик, равно как и герой Стэмпа.

"Теорема" шокировала зрителей, но получила премию Международного католического центра с формулировкой: "Несмотря на эротизм и гомосексуализм, фильм выразил мысль о необходимости для современного человека отказа от буржуазного жизненного идеала, который чужд его природе".
Позже премия со скандалом была отозвана Ватиканом.

Комментариев нет: